Ультраправые радикалы из партии "Альтернатива для Германии" показали внушительный результат на региональных выборах. Ангеле Меркель брошен вызов, и не исключено, что он инспирирован из Москвы, считают в Европе. Если это так, то можно сказать, что Россия спустя век пытается дать симметричный ответ на Ленина.
В Германии на выборах в трех федеральных землях, прошедших в минувшее воскресенье, очень хороший результат показала партия "Альтернатива для Германии": 24,3% голосов в Саксонии, 12,4% в Рейнланд-Пфальце, 15% в Баден-Вюртемберге. Если Саксония, бывшая часть ГДР, вообще славится любовью к радикалам — раньше к левым, потом к правым, — то результаты в западных землях стали неожиданностью.
Нигде АдГ не смогла победить, хотя в Саксонии, например, вплотную подобралась к лидеру ХДС, набравшему 30%. Главным эффектом, видимо, следует считать вмешательство в привычные расклады сил — во всех трех землях теперь стало сложно собрать коалиции. Везде снизил результат ХДС Ангелы Меркель, в целом провальный и потому тревожный результат показала СДПГ, "зеленые" рванули и победили в Баден-Вюртемберге, исторической "вотчине" ХДС. Лидеры "старых" партий сотрудничать с АдГ отказываются, а значит, создание коалиций станет головной болью для политиков, все придется перетасовывать.
Резвые радикалы
"Альтернатива для Германии" — молодая партия, созданная всего лишь в 2013 году. Конечно, пока рано говорить о том, что она оказывает серьезное влияние на германскую политику (не стоит забывать о том, что в Германии вообще нередко случаются ситуативные всплески, то Пиратская партия, то Левая партия выстреливали на выборах, а потом сдувались), однако, конечно, когда свежесозданная партия с ходу берет вторые-третьи места, это заставляет обратить на нее внимание. Если бы в России какая-нибудь партия показала такие результаты, о ней бы уже на всех углах говорили как о сменщике "Единой России".
При создании партия не была ультраправой; вопросы миграции стояли на десятом месте, а главной идеей был евроскептицизм и отказ Германии от евро. Собственно, она появилась как реакция на греческий кризис. Все быстро изменилось, и прошлым летом сооснователь и лидер АдГ профессор-экономист Бернд Люке покинул партию, так как она стала, по его мнению, слишком ксенофобской. Его сменила Фрауке Петри, тоже ученый, но химик — при ней проблема мигрантов стала центральной в риторике АдГ. Как и Меркель, она родилась в Восточной Германии.
Публикации в западных СМИ сводятся в основном к тому, что Ангеле Меркель брошен вызов, и в лице Фрауке Петри мы видим немецкую Марин Ле Пен. Сомнительное сочетание утверждений, ведь Ле Пен и ее "Национальный фронт" во Франции больше эффектны, нежели эффективны. Но все же успехи партии несомненны: не преодолев барьер на федеральных выборах 2013 года, в 2014 году она уверенно прошла в ландтаги Тюрингии и Бранденбурга, провела семерых депутатов в Европарламент, а теперь развивает успех.
Вполне возможно, что АдГ — это более серьезно, чем Левая партия. Те получили популярность на волне финансовых кризисов (10 лет назад в той же самой Саксонии, которая сейчас голосует за правых, 25% набирали левые), АдГ — на волне миграционного кризиса, который пока не думает заканчиваться. Фрауке Петри сравнивают также с Дональдом Трампом, одним из лидеров президентской гонки в США — тот же самый правый популизм. Популисты набирают силу во всем мире, констатируют наблюдатели.
Российский след
Весьма интересной деталью являются высказываемые в немецкой прессе подозрения о связях АдГ с Москвой. Об этом писали и Bild, и Spiegel. Открытых доказательств нет, кроме ссылок на "источники в спецслужбах", аналогий с "Национальным фронтом" во Франции и подозрительных визитов лидеров АдГ в российское посольство в Берлине.
Официально партия опровергает любые финансовые связи с Россией, но, когда часть депутатов от АдГ проголосовали в Европарламенте за санкции в отношении России, это вызвало недовольство партийного руководства. Лидеры партии в интервью хвалят политику Путина, принимают присоединение Крыма, высказываются за "общий дом" с Россией и часто упоминаются на Russia today. Интерес к АдГ у России, безусловно, есть — в новостях на Первом канале накануне выборов в Германии вышел большой сюжет, посвященный провалу миграционной политики Ангелы Меркель и успехам ее критиков из АдГ.
Такая точка зрения легко укладывается в концепцию "Путин разрушает Евросоюз", так что ее быстро подхватывают. Кстати, если верить немецким таблоидам, то ситуация оборачивается занятной исторической иронией: когда-то власти Германии помогли Владимиру Ленину, чтобы он разрушил Российскую империю в интересах Берлина, — ровно через 100 лет то же самое зеркально делает Россия.
На самом деле, если рассуждать в таком ключе, легко незаметно свалиться в ту же самую риторику, за которую принято ругать российскую пропаганду. То есть в попытки объяснить все происходящее результатом тайного зарубежного вмешательства, а с себя тем самым снять всякую ответственность. Теории заговора не объясняют их эффективности что в случае с Лениным, что в случае с Петри. Допустим, можно подкупить политика, но невозможно подкупить сотни тысяч людей, которые за этим политиком решают следовать.
Успехи радикалов могут быть временной флуктуацией или нет, но не менее интересно здесь падение СДПГ, одной из старейших и крупнейших партий Германии, которая до вчерашнего дня в 14 из 16 федеральных земель входила в правительство, в девяти из них была правящей. Лейбористы провалились в прошлом году на выборах в Великобритании, а во Франции терпит крушение Социалистическая партия. Умеренные социал-демократы в Европе везде дряхлеют и уступают правоцентристам; при обсуждении острых тем и левые, и правые смещаются в сторону центра, перехватывая повестку, и для социал-демократов просто не остается места.