Вчерашний день на MIPIM был ознаменован холодным ливнем и шквалистым ветром. Павильон Петербурга буквально сдувало с Лазурного Берега. Но привычные к холоду и сырости бизнесмены из Северной столицы отважно бегали между павильонами под дождем и с улыбкой отмахивались от восточных "коробейников", которые в середине дня появились около павильона Стамбула и раздавали (по другой версии, пытались продавать) промокшим инвесторам черные зонтики. Основная публика забилась под крышу Дворца фестивалей.
Больше всего инвесторов тяготело к павильону Франкфурта, где всем желающим бесплатно раздавали баварские сосиски с пивом.
"Если в следующем году наша делегация вдохновится этим примером и организует на своем стенде бесплатную раздачу блинов с икрой и водкой, мы точно станем звездами MIPIM и войдем в его историю", — поделился идеей один из петербургских бизнесменов. Действительно, стоило полчаса погулять по выставке, как стало очевидно — люди сюда приезжают не проекты смотреть, а неформально общаться. Поэтому наибольшее количество гостей собирают стенды, оформленные в виде большой барной стойки. А макет какого-нибудь здания или логотипа девелопера — всего лишь фон к легкой беседе под звон бокалов.
Из-за дождя на стендах Петербурга иностранных гостей заметно поубавилось. Публику, которую в первый солнечный день выставки влек в сторону нашего павильона не только инвестиционный магнетизм города, но и шум прибоя на соседнем пляже, сменили целеустремленные коммерсанты с четкими задачами по налаживанию партнерских связей. На стенде FortGroup побывала мэр Стокгольма и группа колоритных инвесторов из Катара. А глава комитета по инвестициям Ирина Бабюк встретилась с вице-мэром Ниццы Кристианом Тордо и обсудила с ним возможность привлечения французских компаний в технопарки Петербурга, а также в проекты гостиничной и туристической индустрии.
Отдельно чиновники поговорили об инновациях в сфере городского хозяйства: Ницца планирует использовать опыт Петербурга при создании "умной городской среды", а Петербург будет изучать опыт Ниццы по рациональному использованию энергоресурсов для проекта водного кластера, над которым работает "Водоканал".
Вице-мэру Ниццы также показали проект модернизации трамвайных путей в Красногвардейском районе Петербурга, для которого сейчас выбирают поставщика подвижного состава. Среди прочих рассматривается и французская компания Alstom.
Этот проект скоростного трамвая реализует консорциум московской УК "Лидер" и петербургской "Группы ЛСР". После реконструкции путей в два раза вырастет скорость трамвайного сообщения, снизится шум, улучшится экология района. "Проект предполагает замену подвижного состава, строительство новых рельсов в районе, а также контактной сети, депо, остановочных павильонов и ТПУ на Ладожском вокзале. Проект скоростного трамвая будет реализован по городскому тарифу. И мы легко сможем интегрировать его в единую систему билетов города", — сообщил представитель УК "Лидер" Сергей Окутин.
Вообще, теме инфраструктурных проектов в павильоне Петербурга вчера посвятили отдельную конференцию. Председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Сергей Харлашкин сообщил на ней, что потенциал Петербурга в инфраструктурном строительстве недооценен. "Годовая программа города по строительству инфраструктуры превышает 50 млрд рублей. А всего у города заключены контракты в этой сфере на 150 млрд рублей. Пассажирский транспорт города перевозит 1,6 млрд человек в год. И наша задача — как можно больше людей пересадить на общественный транспорт. Для этого мы построим до 2020 года пять новых веток метро. И в планах города создание 61 транспортно-пересадочного узла (ТПУ), из которых три проекта уже готовы к реализации. Мы очень ждем инвесторов. Создадим все условия — только приходите", — заявил чиновник.
Он также сообщил, что уже в этом году начнется реализация проекта экспресса в Пулково. "Сейчас город получает бюджетный кредит в размере 10 млрд рублей. Параллельно мы выбираем из двух возможных вариантов: или проложить ветку до Пулково с Витебского вокзала, или с Балтийского. Считаем пассажиропотоки, смотрим коммуникации, прорабатываем интересный для инвестора вариант строительства линии. Определимся в ближайшее время", — заявил Сергей Харлашкин.
Андрей Лызин из ГУП "Пассажиравтотранс" также подтвердил, что город открыт для частных инвестиций. "Они нужны для строительства автобусных вокзалов, каждый из которых стоит 1 млрд рублей. Для проекта легкорельсового трамвая в городской черте с продлением его веток в города-спутники, например Колпино. Есть также идея связать "Балтийскую жемчужину" легкорельсом с ближайшей станцией метро", — перечисляет он.
А Станислав Скачков, который заведует в Смольном сектором ГЧП, призвал инвесторов активнее использовать механизм такого партнерства. "Он дает возможность грамотно распределять риски. Сейчас мы сфокусированы на медицинских ГЧП. Но открыты для диалога и по другим темам", — заключил он.
Еще одна тема, которая оказалась в центре внимания петербургского бизнеса во второй день MIPIM, касалась изменения девелоперских проектов в условиях нового рынка, измененного кризисом, девальвацией рубля и другими факторами. "Чтобы привлечь на падающем рынке больше покупателей (а наша задача — продавать по 100 тыс. м2 жилья в год, что эквивалентно 7% рынка первичного жилья Петербурга), мы поделили жилье в проекте "Юнтолово" на подклассы, пытаясь охватить весь рыночный спрос. Кроме того, пожертвовали подземными парковками, за которые люди не готовы переплачивать, и отказались от венских каналов на территории квартала. Вместо них у нас запланирован один гребной канал и гребная спортивная школа, чего нет у других застройщиков. Качественно и по срокам реализации проект не поменялся, но каждый рубль себестоимости строительства мы теперь четко считаем", — рассказал Алексей Гусев из "Главстроя-СПб".
"Мы пока строим не в таких масштабах, но тоже просчитываем каждый шаг. Ведь мы вышли в Петербург 2 года назад, когда на 10 объектов недвижимости в продаже было 1000 покупателей. А сейчас их осталось только 300. Нам нельзя делать ошибки. Поэтому мы осторожно и медленнее, чем планировали, выводим свои проекты на рынок. Мы отказались от отделки квартир — это серьезный ценовой козырь в кризис. И работаем, в отличие от конкурентов, с 9 до 21 часа. Это московский тренд. В Петербурге работают в более щадящем режиме", — сообщил Руслан Сырцов из "Глоракс Девелопмент".
"В кризис нужно работать над диверсификацией девелоперского продукта. Сейчас в Лондоне широкое распространение получил формат недвижимости под названием "сити-сэндвич". Это здание, где на первом этаже находится торговля, на втором — ресторан, с 3-го по 5-й этажи расположены офисы, а выше — жилье. Если одна из этих функций по каким-то причинам проваливается в кризис, остальные все равно проект вытягивают. Конечно, в таких проектах есть сложности, например с организацией отдельных входов для каждой функции. Но такая диверсификация может стать реальной подушкой безопасности для девеопера в кризис. Двигаться по такому пути или нет — личный выбор каждого инвестора и его оценка рисков. Хотя мы же в нашей стране живем — от кризиса до кризиса", — делится Ирина Анисимова из "ВТБ Девелопмент".
А Карина Чичканова из компании Dentos призвала девелоперов в кризис не гнушаться возможностями лоббизма. "Это нормальное явление. Во многих странах есть институты, где лоббизму учат. А в той же Корее крупные корпорации часто заключают с чиновниками предпенсионного возраста договоры о том, что после выхода в отставку те будут как наемные менеджеры лоббировать их интересы во власти. Это абсолютно законно и даже почетно. За такие головы между корпорациями часто идет драка. А у нас нет законодательства, которое могло бы эту работу структурировать. Работа ведется на чистой инициативе и не дает никаких гарантий. Но надо пользоваться теми инструментами, которые есть в правовом поле. Тем же механизмом общественных слушаний. На примере обсуждения ПЗЗ мы увидели, как он работает. Впереди принятие более весомого документа — поправок в генплан. Навыки лоббизма там пригодятся", — заключила она.