Начало 2016 года ознаменовалось ажиотажным спросом на городские выставки. "ДП" разбирался, почему в музеи выстраиваются очереди и как обострение тяги к прекрасному повлияет на работу культурных учреждений.
"Очередь на Серова" за последние пару месяцев успела стать именем нарицательным, применимым к любым столпотворениям у культурных объектов. В январе людей, выстроившихся у Третьяковской галереи, даже пришлось обогревать чаем и откармливать гречкой, но и это не удержало любителей искусства от того, чтобы взять и выломать двери. Окончание выставки Серова почти совпало с началом показа в Петербурге ретроспективы мексиканской художницы Фриды Кало. В социальных сетях тут же начали шутить, что "очередь на Серова" теперь переместится к стенам Шуваловского дворца. Шутки шутками, но в каком-то роде так и случилось. К счастью, обошлось без поврежденных дверей, но музею Фаберже пришлось со временем изменить график работы и отменить выходные дни. Позже очереди были также замечены в Главном штабе Эрмитажа, где демонстрировали работы британского скульптора Тони Крэгга, и у корпуса Бенуа, в котором в начале марта стартовала выставка Льва Бакста.
В общем, можно смело сказать, что петербуржцы тоже потянулись к прекрасному, причем не только на безвозмездной основе (очереди из желающих бесплатно посетить Эрмитаж давно стали почти ежемесячной городской традицией). Данные о посещаемости учреждений культуры тоже говорят об усилившейся жажде прекрасного: в 2015 году городские музеи посетили более 8 млн человек, что на 500 тыс. больше, чем в 2014 году.
"ДП" попытался разобраться, почему люди потянулись к прекрасному, как будут реагировать на это музеи и чем отличаются петербургские любители выставок от московских.
Перевыполнили план
Интересно, что всего 4 года назад показатели посещаемости музеев считалась крайне неудовлетворительными. В 2012 году только сменивший Александра Авдеева на посту министра культуры Владимир Мединский созвал в Третьяковской галерее директоров музеев и объявил о намерении к 2016 году увеличить посещаемость культурных учреждений почти вдвое. Было решено продлить часы работы ряда галерей и постараться сделать музеи более современными, в частности, за счет создания выездных выставок. Пункты плана в той или иной степени, можно сказать, были выполнены, и вот настал 2016 год и люди наконец потянулись в музеи. Да еще с какой силой, даже двери не выдерживали. Правда, старания ведомства могли сыграть в этом вопросе не самую главную роль.
Научный руководитель
Агентства социальной информации Роман Могилевский объясняет, что повышенный интерес к искусству может быть обусловлен тем, что в последние годы в России стабильно увеличивалась доля представителей среднего класса.
"В различных исследованиях, посвященных среднему классу, отмечается и рост культурного уровня. К тому же для представителей среднего класса типично стремление показать свой образ жизни, продемонстрировать, что это образ жизни не примитивного человека, а чего-то достигшего. За годы структура потребностей этого класса сильно изменилась, появилась и потребность культурного досуга", – рассказывает социолог.
Среди факторов, повлиявших на интерес к культурным событиям, отмечается и влияние Интернета, где определенные социальные группы обсуждают и рекламируют те или иные мероприятия.
Кризисный прирост
Кроме того, на желание россиян, в частности петербуржцев, могла повлиять и экономическая ситуация. Лишившись возможности отправиться за границу, многие вынуждены искать новые способы проведения досуга в черте города.
"Можно вспомнить о так называемом эффекте губной помады – росте спроса на более дешевые товары во время кризиса. Думаю, здесь то же самое – когда люди не могут позволить себе чего-то большего в плане досуга, они идут в музей", – говорит сотрудник одного из музеев Петербурга.
Частично это подтверждает и научный сотрудник Центра молодежных исследований, преподаватель департамента социологии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, Маргарита Кулева, поясняя, что кризис нельзя в данном случае рассматривать в качестве основной и единственной причины.
"Причины интереса к искусству можно рассмотреть в нескольких временных горизонтах. В краткосрочной перспективе "тяга к искусству" может быть связана с поиском новых досуговых возможностей на фоне финансового кризиса: в СМИ, например, не раз появлялась информация об опустении торговых центров, где многие горожане уже не могут позволить себе комфортно потреблять. В более широком контексте рост интереса можно связать с тесным включением России в глобальный арт-рынок: в частности, в последние годы мы видим в России больше известных выставок и художников, чем раньше", – говорит она.
Столичный интерес
Несмотря на то что интерес жителей культурной столицы к современному искусству растет, о чем говорит и популярность выставок в Музее Фаберже и Главном штабе Эрмитажа, социологи все же предполагают, что московская публика больше склонна к потреблению современного искусства.
Маргарита Кулева связывает это с большим объемом предложения: в Москве в разы больше как государственных, так и негосударственных площадок для современного искусства. Но у московских и петербургских очередей за прекрасным находятся и общие черты.
"Очереди на Серова и на Бакста демонстрируют нам существующие неравенства в музейном мире: посетители пытаются попасть в наиболее известные и консервативные культурные институции, в то время как, например, очередей в новые негосударственные арт-центры и галереи или малые музеи не наблюдается за редким исключением", – говорит она.
Интересно, что москвичи тянутся за современным искусством в том числе и в Петербург. Например, в пресс-службе музея Фаберже сообщают, что доля гостей из столицы составила 15% от общего числа посетителей выставки Фриды Кало, которую на данный момент увидели более 85 тыс. человек.
"Мы с коллегами проводили исследование публики биеннале "Манифеста 10" в Петербурге, и, согласно нашим данным, 33% тех, кто приехал на выставку из других городов России, составили москвичи и жители Московской области (8% от всех посетителей биеннале)", – приводит еще один пример заинтересованности москвичей петербургскими экспозициями Маргарита Кулева.
Шаг навстречу
Изменения же в работе самих музеев одновременно стали и одной из причин возросшей тяги к прекрасному, и следствием. Ряд положительных изменений, включающих демонстрацию более актуальных и интересных работ, несомненно, повлиял на желание россиян посещать выставки. Но, столкнувшись с ажиотажным спросом, некоторым музеям пришлось менять график работы, продлевая часы посещения выставок, задумываться о введении электронных билетов ради сокращения очередей. Правда, пока процесс сложно назвать стремительным.
"Думаю, наши музеи пока не спеша идут по пути идеологической трансформации от "музея как места сохранения культурного наследия" к "музею для посетителей". Возможно, возросшие нагрузки, связанные с большим потоком посетителей, могут ускорить этот процесс", – говорит Маргарита Кулева.