Оптовые торговцы, от услуг которых отказываются ретейлеры, в надежде сохранить рынок объемом 3,4 трлн рублей запускают собственные производства. Из–за разницы курсов многие товары производить в России теперь выгоднее, чем закупать в Китае.
Многие оптовые компании подумывают о собственном производстве, а кое–кто уже запустил свои линии.
Бизнесмены пытаются преодолеть последствия массового перехода ретейлеров на прямые поставки от производителей в попытках усилить контроль над ценообразованием.
Лишнее звено
ГК "Дикси"
планомерно наращивает долю прямых контрактов в категории овощей и фруктов — в начале года сеть заключила контракт на поставку бананов напрямую от производителя из Эквадора. "Организация прямого импорта позволяет усилить контроль над соблюдением сроков и объемов поставок, а также сделать динамику цен максимально предсказуемой", — поясняют в компании.
"Закупка товаров напрямую у производителя гарантирует лучшую цену", — говорят в "АШАН Ритейл Россия". Ретейлер в прошлом году организовал цепочку производства мяса, выступив партнером и гарантируя объем закупок на долгосрочной основе. По данным Северо–Западного дивизиона Х5 (крупнейший ретейлер города), на долю региональных производителей приходится 60% от ассортимента сетей "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель".
Производителям тоже невыгодно иметь дело с оптовиками. Как отмечают в АФГ "Националь", в свете усиления ценовой конкуренции на рынке лишним посредникам нет места. Что касается производителей молочной продукции, то работа с оптовиками усложняет логистику, отмечают в "Лосево", это приводит к тому, что продукты с коротким сроком годности портятся. Кроме того, дистрибьюторы, как правило, занимаются реализацией продукции нескольких производителей одной категории, за внимание к определенной марке им приходится доплачивать.
Финский производитель
Valio
больше половины своей продукции реализует напрямую через сети и рестораны: 60% продаж — крупные торговые сети, 5% — рестораны и кафе, и лишь 35% продукции реализуют оптовики (более 60 торговых партнеров–дистрибьюторов).
Пострадали из–за рубля
Судя по данным
Росстата
, объем оптовой торговли в 2015 году в России упал на 10%, в Петербурге — на 5,5% в рублях (в сопоставимых ценах с предыдущим периодом). При этом в натуральном выражении падение продаж куда глубже, объем продаж некоторых категорий упал в 2 раза, говорят участники рынка. Сокращение внутрироссийской оптовой торговли, а также импорта в натуральном выражении — последствия стремительной девальвации рубля, отмечают эксперты.
"Ослабление рубля сделало многие российские товары конкурентоспособными на мировом рынке и одновременно осложнило доступ на внутренний рынок зарубежной продукции", — отмечает Мария Любимова, директор по финансовым и социально–экономическим исследованиям MAGRAM Market Research. По ее словам, более всех в этой ситуации пострадал малый и средний бизнес, более половины опрошенных агентством в декабре 2015 года предпринимателей, работающих в сфере оптовых продаж, указали на ухудшение условий ведения бизнеса.
Одними из первых задумались о собственном производстве поставщики продуктов питания, попавших под эмбарго. Ниша пустовала, и продукция была востребована торговыми сетями. Так, например, импортер сыров из Москвы — ООО "Модуль" — переключился на собственное производство и в прошлом году начал строительство завода мощностью 7,2 тыс. т в год в Луге. Объем инвестиций оценивался в 1,5 млрд рублей.
Одного из лидеров дистрибуции и логистики молочной продукции в Петербурге и области — ООО "4Ф" называют конечным бенефициаром от продаж молочной продукции под брендом "Баба Валя", выпуск которой на мощностях ООО "Производственный комбинат "Волотовский" производится с осени 2014 года, после введения в России эмбарго на импорт продуктов.
Импортозамещающую продукцию стали выпускать и в непродовольственном сегменте. Так, петербургская компания "Новые химические технологии", которая более 10 лет занималась оптовыми поставками сырья для бытовой химии, в 2014 году запустила в Ленобласти завод по производству жидких моющих средств стоимостью 250 млн рублей.
СТД "Петрович", который работает не только с розничными покупателями, но и на рынке b2b, в 2015 году открыл свой завод по производству сухих смесей в Петербурге стоимостью 200 млн рублей. Производить смеси самостоятельно оказалось эффективнее, чем налаживать сотрудничество с другими производителями, поясняли ранее в компании.
На замену Китаю
Количество оптовых компаний, готовых 55 дней ждать оплату за свой товар от розничных сетей, сократилось почти вдвое, оценивают участники рынка.
Пополнение оборотного капитала после повышения банковских ставок стало им недоступно, а зарубежные партнеры все чаще отказывают в товарном кредите. В итоге оптовые компании не могут себе позволить поставлять товар с такой длительной отсрочкой платежа, тем самым срывая контракты с розничными сетями. Чтобы удержаться в бизнесе, компании и открывают собственные производства.
Так, компания "Фабрик", которая поставляла из Китая косметику в региональные розничные сети, построила небольшую фабрику по производству коллагеновых масок стоимостью 5 млн рублей. Производство мощностью 700 тыс. масок в месяц начнет работу в этом году. В будущем компания намерена расширить ассортимент за счет выпуска женской косметики. Производить в России стало дешевле, чем в Китае, отмечают в компании.
"Возможности роста есть всегда, даже в кризис, — считает руководитель компании Владислав Пантюхин. — Чаще всего российскому бизнесу мешают даже не внешние обстоятельства, а более пассивная, чем у наших китайских соседей, позиция".
Стоять на своем
Однако, несмотря на проблемы, на рынке остаются ниши, где посредники играют важную роль. Например, если в категории безалкогольных напитков доля поставок без участия посредников достигает 90%, то в категории алкогольных напитков и импортной плодоовощной продукции доля поставок через дистрибьюторов и оптовых поставщиков может достигать половины от общего объема, приводят данные в ГК "Дикси".
"Основной минус работы через оптовика — это увеличение цены продукта для конечного потребителя на наценку дистрибьютора, — говорит Мария Капник, руководитель отдела продаж завода "Новые химические технологии". — С другой стороны, бывает, что и при работе напрямую сеть ставит очень высокую наценку, что приводит к высокой цене продукта на полке". Она отмечает, что с дистрибьютором работать удобнее, если у торговой сети–партнера нет распределительного центра, иначе серьезно увеличиваются расходы на логистику.
Как говорят сами дистрибьюторы, Россия пойдет по пути зарубежного рынка, где все дистрибьюторы с течением времени превратились в крупных логистических операторов.
“
Яркие примеры превращения дистрибьюторов в производителей вспомнить сложно, потому что полностью менять сферу работы смысла нет. Наиболее эффективно сочетать несколько смежных направлений: производство, оптовые и розничные продажи. Это один из немногих путей выживания в текущей рыночной ситуации. Так, мы занимаемся и логистикой, и дистрибуцией, а также развиваем свою сеть супермаркетов. О запуске собственного производства мы думаем, но это имеет смысл только для высокомаржинальных товаров, скорее всего, это будут продукты под частной торговой маркой.
Александр Мышинский
генеральный директор ГК "Реал"
“
Мы представлены в двух сегментах рынка: бакалея (фасованные крупы, итальянские продукты) и овощи, в обоих мы работаем с сетями, которые имеют распредцентры, и с дистрибьюторами, которые работают с розничными точками. На оптовый сегмент приходится меньше 1% в наших продажах, так как этот канал не очень управляемый. Когда вы поставляете в сеть, вы понимаете, что товар попадет в ее торговые точки. А при работе с оптовиком — ты продал ему товар, дальше он делает с ним что хочет.
Борис Шабанов
коммерческий директор ГК "АФГ Националь"
“
Работа оптовых компаний и правда усложнилась, а производство в России по ряду продуктов стало выгоднее, но, например, мы заниматься производством не планируем. Прямые контракты с производителем сети обычно заключают для выпуска собственных торговых марок, а их доля еще очень невелика, да и качество страдает. Основная роль оптовых компаний в том, что они берут на себя организацию логистики, складские ресурсы, работу над широтой ассортимента. Конечно, крупные ретейлеры — Х5, "Лента" "О’Кей" владеют своими распредцентрами, но обслуживание их увеличивает финансовую нагрузку.
Андрей Высокоумов
директор ООО ТД "Энерго"