Балтинвестбанк под управлением АСВ оспаривает покупку в конце 2015 года у банка "Александровский" кредита Кронштадтскому мясоперерабатывающему заводу на 560 млн рублей. Совладелец банка Евгений Лотвинов вынужден отвечать по всем новым претензиям.
В
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти поступил иск Балтинвестбанка к банку "Александровский" об оспаривании договора и применении последствий недействительности сделки. Никто из сторон конфликта не сообщает, что это за сделка, но у "ДП" есть серьезные основания полагать, что речь идет о кредите банка "Александровский" на сумму около 560 млн рублей, выданном концерну "Пять звезд" (Кронштадтский мясоперерабатывающий завод).
Этот кредит был выкуплен у "Александровского" Балтинвестбанком в конце 2015 года — незадолго до того банк–продавец был сам продан, а банк–покупатель подвергнут санации.
Финансовый актив
Балтинвестбанк (активы 75 млрд рублей) с декабря 2015 года отдан под санацию Абсолют Банку, но сейчас в нем еще действует временная администрация Агентства по страхованию вкладов (АСВ) под руководством Константина Яковлева.
Банк "Александровский" (активы 9 млрд рублей), много лет принадлежавший президенту "Эго–Холдинга" Александру Кашину, в феврале 2016 года продан президенту холдинга "Адамант" Игорю Лейтису и владельцу СМБ–Банка Евгению Лотвинову. При этом, по версии осведомленного источника, покупка была оплачена именно через Балтинвестбанк, и сделка, намеченная еще на 2015 год, долгое время задерживалась именно потому, что деньги Лейтиса и Лотвинова якобы зависли на его счетах. А с введением санации транзакции прошли, и продажа "Александровского" состоялась.
Однако, как уверяет руководитель временной администрации Балтинвестбанка Константин Яковлев, оспариваемая в суде сделка к приобретению "Александровского" не имеет никакого отношения.
"Подача иска связана со сделкой, которая была совершена между Балтинвестбанком и банком "Александровский" в 2015 году, — сообщил он. — Как руководитель временной администрации я обязан провести анализ совершенных сделок в предыдущие периоды и в случае наличия законных оснований обратиться в суд об их оспаривании. Что и было сделано. Сделка вызывает подозрения в ее целесообразности и экономической обоснованности".
По словам Константина Яковлева, он рассматривает разные варианты, в том числе урегулирование спора в рамках примирительных процедур. "Мы бы предпочли вернуться к этому вопросу чуть позже, когда ситуация прояснится. По активу, с которым связан иск, сейчас идут переговоры", — добавил топ–менеджер.
Президент банка "Александровский" Евгений Лотвинов опроверг факт переговоров, но подтвердил, что спор идет из–за финансового актива. Детали раскрывать отказался. Не захотел он, сославшись на соглашение о конфиденциальности, говорить и о том, обсуждался ли этот правовой риск с Александром Кашиным в ходе подготовке к покупке банка. "Я сам узнал об этих претензиях только из иска Балтинвестбанка, — сказал новый совладелец "Александровского". — У нас даже пока нет правовой позиции по данному спору, юристы только что приступили к ее формированию".
Игорь Лейтис отказался от комментариев. Александр Кашин и вовсе в течение нескольких дней не отвечал на звонки, письма и sms–сообщения. Бывший председатель правления Балтинвестбанка Игорь Кирилловых отказался от комментариев. Источник, близкий к санатору, уточнил, что речь может идти о кредите, выкупленном Балтинвестбанком у "Александровского".
След сосисок
Как говорил Александр Кашин в своем интервью "ДП" после продажи банка, в рамках сделки с Лейтисом и Лотвиновым были погашены обязательства всех проблемных клиентов кредитной организации. А Евгений Лотвинов говорил, что перед сделкой баланс банка был очищен от кредитов, связанных с продавцом.
Действительно, в конце 2015 года кредитный портфель "Александровского" сократился на 1,36 млрд рублей (21%). Среди них 890 млн — юрлицам со сроком погашения от 1 до 3 лет. В Балтинвестбанке тогда же было зафиксировано поступление на баланс кредитов юрлицам на 1–3 года в объеме 564 млн рублей.
По данным реестра залогов, в феврале 2016 года прекратились обязательства перед банком "Александровский" по договору залога товаров в обороте (сосисок, колбас и др.), № 2445 / 1 по кредиту, выданному ООО "Концерн "Пять звезд". А затем договор залога того же юрлица под тем же № 2445 / 1 появился у Балтинвестбанка.
Концерн "Пять звезд" владеет Кронштадтским мясоперерабатывающим заводом, крупным производителем сосисок и колбас. Оборот предприятия в 2014 году составил 1,5 млрд рублей, чистая прибыль 4 млн рублей.
В 2012 году на балансе завода появился долгосрочный кредит в 600 млн рублей.
К началу 2015 года этот показатель составлял 561 млн рублей, что почти совпадает с суммой кредита, поступившего на баланс Балтинвестбанка в декабре 2015 года.
По данным СПАРК, компания принадлежит люксембургскому офшору Food Investment Association S.a.r.l. До недавнего времени она входила в "Эго–Холдинг" Александра Кашина.
Однако как раз с февраля 2016 года бизнесмен стал заявлять, что не имеет отношения к предприятию. Кому он его продал — пока неизвестно. Участники рынка не исключают вероятности, что новые владельцы также связаны с бывшими собственниками Балтинвестбанка.