Добившись фактического запрета на поставки цемента из Европы, холдинг "Евроцемент Груп" Филарета Гальчева, занимающий треть рынка страны, пошел на рекордное за последние 10 лет повышение цен. Импортеры ищут правды в ФАС.
Новый закон об обязательной сертификации цемента, вступивший в силу месяц назад, парализовал импорт материала в Россию. Изменения пролоббировали отечественные производители, объединенные в НО "Союзцемент", во главе с холдингом "Евроцемент Груп" Филарета Гальчева, который контролирует 36% цементного производства в стране (в том числе 64% — в Петербурге и Ленобласти).
Европейские производители столкнулись с отказами органов сертификации выдавать им документы нового образца и пожаловались в ФАС. По их мнению, прикрывшись лозунгом о борьбе с контрафактной продукцией, лидер сегмента убрал с пути иностранных конкурентов, освободив для себя около 6% российского рынка, и уже дважды с начала года поднял цены. Повышение стало рекордным за последние 10 лет.
Новый сертификат
В этом году в России изменилось законодательство, которое регулирует работу цементного рынка. В феврале вступил в силу новый ГОСТ Росстандарта, который определяет правила сертификации цемента. А с 7 марта начало действовать постановление правительства РФ № 930, сделавшее сертификацию цемента обязательной (до сих пор она была добровольной).
Новый закон стал барьером для ввоза в Россию цемента из других стран — теперь на границе партии материала проверяют на соответствие российскому сертификату (проверка длится больше месяца, и все это время вагоны с цементом стоят на таможне). Все, что не соответствует правилам, разворачивают.
Но получение сертификата для большинства импортеров оказалось делом безнадежным. Как рассказал "ДП" гендиректор компании "Цемикс" Ренарс Грискевич (импортирует в РФ цемент из Прибалтики), уже почти месяц компания цемент в РФ не возит. "Мы знали о грядущей реформе и заранее обратились в российские органы, чтобы провести испытания. Но сначала оказалось, что новые сертификаты могут выдавать только пять из 200 российских органов по сертификации. А когда мы обратились туда, нам отказали в проведении испытаний", — рассказал он. Близкие к компании источники сообщили, что в органах сертификации "Цемиксу" в устной форме якобы заявили, что получено указание свыше (возможно, из "Союзцемента") иностранцам сертификаты не делать. Ренарс Грискевич эту информацию не комментирует. "Если это политический заказ или спланированная атака конкурентов, ходить по бюрократическому кругу можно бесконечно. Не понимаю, куда смотрят антимонопольные органы", — сетует он.
С такой же ситуацией столкнулась и компания Aalborg Portland Group (поставляет в РФ белый цемент из Италии). Алексей Томашевский, гендиректор ООО "Олборг Портланд", сообщил "ДП", что ему тоже везде и без объективных причин отказали в оформлении сертификата. "Эта акция — или чья–то глупость, или спланированная диверсия. Удар, судя по всему, хотели нанести по поставщикам тарированного цемента. Но под раздачу попали все", — говорит бизнесмен. По его словам, компания написала письмо в ФАС и жалобу президенту РФ. "Надеемся, что власти вмешаются", — говорит он.
В ФАС сообщили, что в настоящее время рассматривают несколько обращений от компаний — импортеров цемента. "Ведомство направило запросы в Минпромторг, Росстандарт и ряд аккредитованных центров по сертификации цемента. Выясняем основания отказов в сертификации импорта. Надеемся получить ответы к маю", — сообщила начальник управления контроля промышленности ФАС России Нелли Галимханова.
Нерыночное поведение
Идею обязательной сертификации цемента пролоббировало НО "Союзцемент" (объединяет 80% производителей цемента на территории ЕврАзЭС). "Цель реформы — борьба с контрафактным цементом, в том числе и импортным. В ряде регионов РФ его доля доходила до 50%", — сообщили "ДП" в пресс–службе "Союзцемента". На конкретный вопрос о возникших препятствиях в работе импортеров там не ответили. Но заявили, что на данный момент сертификаты на разные виды цемента получили 54 производителя (51 российский завод и три белорусских).
Объединение "Союзцемент" крепко связано с лидером рынка — холдингом "Евроцемент Груп", который через Eurocement Holding AG контролирует миллиардер Филарет Гальчев (23–е место в рейтинге богатейших российских бизнесменов 2015 года по версии Forbes с состоянием $4,4 млрд). К слову, председатель правления "Союзцемента" — президент "Евроцемент Груп" Михаил Скороход. В "Евроцемент Груп" на вопросы "ДП" об участии компании в истории с ужесточением сертификации и о полученных от этого выгодах не ответили.
"Стремление "Евроцемент Груп" расчистить поле для сбыта продукции на падающем рынке понятно. Но прятаться за лозунг о поддержке отечественного производителя, решая свои проблемы, нечестно. Кроме того, качество отечественного цемента нестабильно", — полагает один из опрошенных участников рынка.
"Любое снижение конкуренции — вред для рынка. За ним следует рост цен и снижение качества материала", — отмечает Александр Батушанский из компании "Решение".
"Имея в руках новый закон и административный ресурс, "Евроцемент Груп" сначала зачистит рынок от иностранных конкурентов. А дальше будет в одиночку формировать ценовую политику. И уже задирает цены без объективных рыночных предпосылок: нет у нас строительного бума или резкого спада производства цемента. А за ним по цепочке цены повышают и другие производители", — высказывает свое мнение гендиректор компании "Пилигрим" Андрей Мукосеев.
Рекорд десятилетия
Действительно, на днях "Евроцемент Груп" уже второй раз за год подняла цены на свою продукцию на 300 рублей за 1 т. Таким образом, с начала года средняя цена на цемент выросла на 15%, до 4,6 тыс. рублей за тонну (см. "Динамика цен..."). Это самый резкий скачок цен на цемент за последние 10 лет. Основные потребители цемента, производители бетона (в его себестоимости цена на цемент составляет 30%), вынуждены для удержания маржи поднять цены на свою продукцию. В условиях жесткой конкуренции это для многих смерти подобно.
Управляющий бетонным бизнесом "
Группы ЛСР
" Сергей Янкин сообщил, что его компания будет вынуждена пропорционально повысить цены на продукцию, чтобы удержать рентабельность. "В марте спрос на бетон со стороны застройщиков упал на 20% по сравнению с мартом прошлого года. Новое повышение усугубит ситуацию", — говорит он.
"Квадрат" жилья подорожает несущественно. Но, поскольку цемент и бетон — ключевые строительные материалы, рост цен на них — тревожный сигнал для застройщиков", — заключил Сергей Терентьев из ГК "ЦДС".
“
Последствием для рынка Северо–Запада стал резкий скачок цен на цемент. Только за последние полтора месяца цена за 1 т подскочила на 15%, до 4,7 тыс. рублей, и это только начало. Чем меньше конкуренция, тем выше цена. Вслед за этим мы увидим рост стоимости смежных продуктов, например бетона. Импортерам остается либо обжаловать механизм получения сертификата, либо уходить с российского рынка, чего и ждут монополисты. Но вряд ли это случится, потому что на их домашних рынках ситуация тоже не слишком благоприятная.
Дмитрий Гурвич
генеральный директор ООО "Олимп"
“
На Северо–Западе альтернативы "Евроцементу" или тем белорусским производителям, с которыми он заключил договоры, нет. Возить цемент из других регионов невыгодно, слишком высоки железнодорожные тарифы. Монополизм — самый простой способ заработать деньги. Это неумение нормально конкурировать. Легче конкурента купить или запретить. Нынешняя цена на цемент не соответствует реалиям. И теперь его потребителям придется повышать цены и поступиться маржинальностью.
Виталий Прокуроров
директор по продажам "Индустри Петробетон"