В Петербурге активно развивается новый формат — общественные креативные пространства. Власть обещает поддержать его деньгами, а крупные девелоперы города заявляют о планах работы в этом формате.
В урбанистике Петербурга зарождается новый тренд — создание креативных общественных пространств. На этой неделе несколько крупных девелоперов города заявили о планах работы в этом формате. Общественные пространства, доступные для горожан и гостей города, появятся в проекте МФК "Лахта центр" и на территории старых казарм Новочеркасского полка.
А первое общественное пространство Петербурга — квартал Новая Голландия, — которое последние 2 года было закрыто для посетителей, этим летом снова откроет свои двери. Параллельно в Смольном запустили пилотную программу по созданию общественных пространств с участием бюджета.
Новые пространства
О том, что на территории "Лахта центра" появится общественное пространство, на днях сообщил исполнительный директор МФК "Лахта центр" (девелопер проекта) Александр Бобков. По его словам, на участке, входящем в проект, у кромки Финского залива будет создан открытый амфитеатр, а в целом общественные пространства и сервисы займут около 30% площадей комплекса. Сейчас компания думает над тем, как эти площади наполнить.
Также креативное общественное пространство появится после реновации на территории исторических казарм Новочеркасского полка.
"В проекте будет променад, кластер творческой индустрии (площадки для выставок, ярмарок, шоу–румов), а также пространства для спортивных и культурных мероприятий", — сообщил генеральный директор 3S Development Евгений Чистяков.
Участники рынка также рассказали, что открытое для горожан общественное пространство может появиться и на свободном пока участке делового квартала "Невская ратуша". Но девелопер проекта — компания "ВТБ Девелопмент" эти планы не комментирует.
Зато Новая Голландия, которая два летних сезона — 2014 и 2015 года — была закрыта для посетителей, громко заявляет о возобновлении работы общественного пространства. В августе на острове откроется парк отдыха.
По замыслу компании Millhouse Романа Абрамовича, инвестирующего в проект Новой Голландии, парк поможет создать бренд и сделать место популярным. А это в будущем позитивно отразится на продажах апартаментов в Новой Голландии, а также на привлечении туда арендаторов офисов и торговых площадей.
Парк останется в проекте и после того, как реновация территории завершится.
Впрочем, девелопер уверяет, что парк создан не для капитализации объекта. "Мы разделяем эти истории: парк — для людей, поскольку он им нужен, а помещения под коммерцию — отдельно", — рассуждает Джон Манн, представитель компании Millhouse.
Поддержать рублем и делом
Не только бизнес, но и власти считают: в Петербурге надо развивать общественные пространства. На прошлой неделе председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию Петербурга Елена Ульянова заявила, что формирование общественных пространств включат в госпрограмму "Социально–экономическое развитие территорий".
Проекты для этой программы будет отбирать специальная рабочая группа. Среди критериев отбора, по словам Елены Ульяновой, значатся возможность привлечения частных инвестиций, социальная значимость проекта, опыт проектного управления.
"На первом этапе мы сможем включить в программу пять–семь проектов именно в силу их управляемости. Они смогут рассчитывать на финансовую и административную поддержку со стороны города", — отметила Елена Ульянова.
Среди проектов, которые могли бы попасть в программу, в комитете назвали проект реконструкции Южно–Приморского парка, развитие Мытнинской наб., общественные пространства в Южной Коломне и частично реализованные проекты (Ивановский карьер, пешеходные улицы в центре города, общественное пространство "Бенуа 1890").
Экономика и не только
Эксперты считают, что у проектов общественных пространств, несмотря на их очевидную социальную функцию, есть положительная инвестиционная перспектива.
"Само по себе общественное пространство, конечно, не генерирует доход. Но размещенные там операторы будут зарабатывать. Если сделать хорошее общественное пространство и вокруг "посадить" магазинчики, лавочки, кафе — они будут зарабатывать больше, чем если бы просто сидели в бизнес–центре", — рассуждает гендиректор Knight Frank SPb Николай Пашков. По его словам пример Новой Голландии показывает, как можно "из ничего создать культовое место". "Это хороший пример, который можно клонировать", — говорит эксперт.
"Такие проекты сложно просчитать с помощью финансовых моделей, основанных на потоках доходов от аренды или продажи площадей. Здесь все зависит от качественного управления: от концепции до плана культурных мероприятий. Основа экономики таких проектов — креатив и неизбитые девелоперские решения", — добавляет директор департамента консалтинга "БестЪ. Коммерческая недвижимость" Вячеслав Кайгородов. Сроки окупаемости таких проектов, по его словам, скорее всего, будут за пределами рыночных границ. "Но если удастся сделать все со вкусом, со временем усилия могут быть успешно капитализированы", — уверен он.
С коллегами согласен исполнительный директор ГК "С. Э. Р." Павел Бережной: "Создание общественных пространств повышает статус территории, а также лояльность и интерес горожан к тому, что происходит вокруг. В том числе к окружающей застройке. А при грамотном управлении такие проекты способны генерировать доход".
Европейский тренд
Уделяя внимание созданию общественных пространств, Петербург оказался в тренде европейской моды. В Европе temporary use (идеи временного использования земли и зданий) — стандартная практика работы с пространствами, особенно в кризисное время.
Один из таких примеров есть в Роттердаме, где архитектурное бюро ZUS взяло в аренду здание, планируемое под снос.
"Здесь хотели построить небоскреб, но разразился кризис 2008 года. Здание достроить не удалось. В итоге мы сняли его за копейки и заполнили творческими людьми. Думали — временно. Но, когда владелец здания обанкротился, оно перешло муниципалитету. И мы тут задержались", — рассказал архитектор бюро ZUS Яуке Сиесверда.
“
В Берлине было несколько этапов, когда почти разрушенные помещения практически бесплатно отдавали под креативные проекты. Потом эти здания занимали более обеспеченные люди. Таким образом происходил качественный рост малого бизнеса, ремесленничества, креативных индустрий, район развивался. История нашей площадки на Карповке отличается. Мы создали технопарк, там у нас есть ценз — мы поддерживаем научно–техническое творчество. Есть у нас и более креативные, дизайнерские истории, но они там как дополнение.
Кирилл Соловейчик
президент ОАО "Ленполиграфмаш"
“
Мы готовы проводить исследования, чтобы понять возможность создания общественных пространств в центре города. Пустующих кусков земли, которые можно использовать под эту функцию, немало. А пример Новой Голландии показал, что даже лужайка привлекает людей. Следующим этапом работы может стать создание мастер–плана по созданию таких пространств даже на больших территориях — радиусом 1,5–2 км. Но нужно понимать, что в эту работу будут включены не только земельные пятна бизнеса, но и территории, которые курирует город. Им нужно будет сотрудничать.
Михаил Климовский
заместитель директора Института дизайна и урбанистики ИТМО