YouTube запустит платное онлайн-телевидение в 2017 году. "ДП" разбирался, что планирует показывать крупнейший видеохостинг в мире и зачем ему это нужно.
Видеохостинг
YouTube в 2017 году планирует запустить платный сервис Unplugged, который даст пользователям доступ к кабельным каналам через Интернет, пишет Bloomberg со ссылкой на осведомленные источники. По их словам, новый сервис — один из приоритетных проектов видеохостинга. При этом в начале года в YouTube назвали ключевым направлением создание эксклюзивного контента с участием топовых блогеров.
Предполагается, что наряду с запущенным в октябре 2015 года платным сервисом Red проект Unplugged расширит доступ пользователей к контенту премиум-класса на YouTube, увеличивая время просмотра и генерируя больший объем выручки от нерекламных источников. Таким образом, YouTube спешит наверстать упущенное и догнать бурно развивающийся рынок подписных видеосервисов во главе с Netflix.
Пакет комедий
Разработка сервиса Unplugged, который в Google (собственник YouTube) назвали приоритетным направлением, ведется с 2012 года и на данный момент техническая часть практически завершена. Как отмечает собеседник Bloomberg, работы по запуску сервиса ускорились в последние несколько месяцев, однако официальный старт Unplugged анонсирован на 2017 год.
"Мы стремимся обеспечить более широкий выбор для поклонников YouTube — дать им больше способов взаимодействовать с разработчиками и друг с другом, а также больше возможностей для получения отличного контента. Мы начали этот путь со специализированных приложений, работающих по модели подписки, таких как YouTube Kids и YouTube Red", — приводит агентство слова CEO Google Сундар Пичаи из письма к акционерам головной компании Alphabet.
Представители YouTube уже провели переговоры с крупнейшими медиакомпаниями США, среди которых Viacom, Comcast, 21 Century Fox, NBC и CBS, однако никаких соглашений заключено не было. По данным Bloomberg, YouTube рассчитывает привлечь аудиторию тематическими пакетами каналов, например Comedy Central, и низкой ценной подписки, которая, как ожидается, не превысит $35 в месяц.
Сейчас YouTube доминирует среди сервисов с рекламной моделью монетизации. В 2011 году видеохостинг открыл для аудитории в США прокат фильмов YouTube Movies, заключив соглашение с Warner Brothers, Universal и Sony Pictures. Заключив соглашение с ведущими американскими поставщиками видеоконтента, YouTube сможет полноценно выйти на перспективный рынок платных подписных видеосервисов.
В прошлом году суммарный доход таких сервисов, по оценке Digital TV Research, составил $26 млрд. Так, годовая выручка одного из лидеров рынка, онлайн-кинотеатра Netflix, выросла на 23%, до $6,78 млрд. По прогнозу аналитиков агентства, к 2020 году мировой рынок интернет-телевидения и видеосервисов достигнет $51,1 млрд, а выручка сервисов платной подписки может превзойти доходы конкурентов с рекламной моделью.
Этим, вероятно, объясняется стремление YouTube догнать уходящий поезд нового тренда глобальной сети — платных онлайн-кинотеатров. Google пропустил старт эпохи социальных сетей и не сумел сделать проект Google+ конкурентом Facebook. На этот раз интернет-гигант потратил 5 лет на запуск соперника Netflix и не намерен уступить в этом противостоянии.
Ходячие мертвецы и супермены
Тестировать подписную модель монетизации YouTube начал еще в 2013 году. Видеохостинг запустил в пилотном режиме подписку на 53 канала, в том числе Digital Theatre, DHX Kids TV, Hombre Pix, On Cue, Rap battle network и TYTplus. Тогда администрация сервиса обратилась за контентом к популярным авторам с условием, что они будут показывать рекламу на своих каналах. Стоимость подписки составляла $1,99.
Через год на YouTube стартовал платный музыкальный сервис Music Key, пользователи которого за $9,99 получили право доступа к материнскому сервису Google Play Music, содержащему более 30 млн треков, и возможность сохранять клипы офлайн.
И, наконец, в октябре 2015 года видеохостинг представил сервис YouTube Red, подписка на который отключает рекламу, открывает эксклюзивный контент от авторов YouTube и позволяет сохранять видео для просмотра офлайн.
Кроме того, подписка на этот сервис дает возможность пользоваться сервисами: все тем же Google Play Music, YouTube Gaming, а также сервисом YouTube Music. Ежемесячная плата за все эти бонусы составила для устройств на базе Android $9,99, для владельцев iPhone $12,99
В том же месяце YouTube объявил, что выпустит не меньше 10 собственных сериалов и фильмов, доступ к которым будет платным. Администрация сервиса не стала медлить, и уже в декабре бывший топ-менеджер Netflix Роберт Кинкл от лица YouTube начал переговоры с голливудскими студиями о покупке и производстве контента.
При этом собственные полнометражные фильмы YouTube снял еще в 2012 году, после запуска сервиса кинопроката YouTube Movies. Тогда видеохостинг запустил научно-фантастический веб-сериал "H+" от продюсера Брайана Сингера, снявшего "Люди Икс" и "Возвращение Супермена".
Итогом переговоров с производителями контента стал февральский анонс сразу трех фильмов и сериала, которые станут доступны в 2016 году для подписчиков YouTube Red. Так, шведский игровой блогер Феликс Кьеллберг (PewDiePie), чей канал насчитывает более 40 млн подписчиков, запустит игровой сериал "Испугай PewDiePie". При этом проект создается при участии эксклюзивных продюсеров популярного сериала "Ходячие мертвецы".
Кроме того, в YouTube презентовали три фильма: документальный фильм блогера Лили Сингх о ее мировом турне "Путешествие в страну единорогов", музыкальную подростковую драму от AwesomenessTV "Танцевальный лагерь", и "Команда Лазер" — фантастическую экшен-комедию от Rooster Teeth и Fullscreen Films. При этом подписка на эти фильмы и сервис YouTube Red по-прежнему доступна только пользователям США.
Сопротивление российского
О планах YouTube вывести подписную модель за пределы США пока не сообщается, потому появление платного сервиса Unplugged российскому рынку видеосервисов в ближайшие годы не угрожает. В прошлом году, по данным J`son & Partners Consulting, YouTube заработал в России около 1,4 млрд рублей (доход с рекламы), став первым по выручке среди видеосервисов. Ближайшими конкурентами по доходам стали онлайн-кинотеатры Ivi.ru с выручкой в 1,3 млрд рублей и Okko с 600 млн рублей.
На рекламе сервисы заработали 5,08 млрд рублей, на продаже цифровых копий контента в iTunes и Google Play — 712 млн рублей. Общий объем рынка за прошлый год вырос на 14,9%, до 8,5 млрд рублей. Для сравнения, общая выручка операторов платного телевидения (крупнейшие — "Ростелеком", "Триколор", "Эр-Телеком") выросла в 2015 году на 5% и достигла 69,8 млрд рублей, отмечают в J`son&Partners.
За счет популярности YouTube новый сервис может быть интересен уже сложившейся аудитории портала. Однако в России сейчас большей популярностью пользуется российский контент, отмечает директор по маркетингу онлайн-кинотеатра Tvzavr Олеся Теплова. "Впрочем, если YouTube сделает интересный и удобный продукт для пользователя, он завоюет своего зрителя", — добавляет она.
"Исходя из того, что известно о новом проекте YouTube, пока это выглядит как нишевый продукт с профессиональным контентом — кабельным ТВ. Я бы не стал говорить о конкуренции с российскими видеосервисами, которые владеют правами на обширные библиотеки кино и сериалов, актуальных в России", — уверен гендиректор онлайн-кинотеатра Okko Иван Гродецкий.
Гендиректор онлайн-кинотеатра Megogo Виктор Чеканов напоминает, что у YouTube уже есть платные продукты в РФ. "Будет ли сервис добавлять туда телеканалы — вероятнее всего да, но при принятии решения любая здравомыслящая компания отталкивается от коммерческого потенциала продукта, который выводит на рынок. Этот же подход применим и к вопросу адаптации зарубежного контента для российского рынка", — резюмирует Чеканов.