Первая нерудная компания, принадлежащая Артему Чайке, сыну генпрокурора РФ, запускает собственное производство щебня в Ленобласти. Эксперты полагают, что бизнесмен намерен поставлять материалы для новой трассы Петербург — Москва.
Первая нерудная компания
(ПНК), которую с 2014 года контролирует Артем Чайка, будет сама добывать щебень на Гавриловском щебеночном карьере в Ленобласти. ПНК не продлила договор аренды карьера с ГК "Техностром", которая разрабатывала его последние 10 лет. В результате "Техностром" закрыл производство, которое обеспечивало, по разным оценкам, 9–17% поставок щебня в регионе, и уволил 350 сотрудников.
Эксперты считают, что ПНК рассчитывает на большие контракты по поставкам щебня для строительства скоростной магистрали Москва — Санкт–Петербург, которое входит в активную стадию. Без этих заказов загрузить производство на падающем рынке и окупить инвестиции, которые оцениваются минимум в 600 млн рублей, практически невозможно, говорят участники рынка.
Завод закрылся
Как стало известно "ДП", компания "Семиозерское карьероуправление" (СЗКУ), входящая в ГК "Техностром" (по данным СПАРК, группу контролируют отец и сын Матюшевичи), с 1 апреля прекратила добычу щебня на Гавриловском карьере. Источник в СЗКУ подтвердил, что у компании истек договор аренды карьера с собственником — компанией "ПНК".
"Мы отправили в дирекцию ПНК запрос о том, в каких отношения мы будем состоять дальше. Ответа не получили. Поэтому все работы прекращены. Персонал получил уведомление о сокращении. Мы вывозим с завода свое оборудование. И все идет к его разорению, поскольку другой техники для добычи и переработки щебня у ПНК нет", — сообщили в СЗКУ.
В общей сложности предприятие увольняет 334 работника. "Более 100 из них будут трудоустроены в Выборгском районе. Остальным службы занятости ищут работу", — заявил председатель комитета по труду и занятости населения Ленобласти Алексей Брицун.
Продолжение щебеночного бизнеса СЗКУ под вопросом, поскольку других карьеров у компании нет. "Однако добыча и переработка щебня не были основным делом группы. Так что банкротства не будет. Мы продолжим развивать на покупном сырье сеть асфальтобетонных заводов, производить вибропрессованные изделия, сухие строительные смеси и доломитовую крошку", — сообщил источник в СЗКУ.
Дальше сами
В ПНК "ДП" сообщили, что далее компания планирует самостоятельно вести разработку месторождения Гаврилово, что позволит ей увеличить объем реализуемой на рынке продукции. Инвестиции в актив в ПНК не раскрыли. По мнению экспертов, для запуска нового производства нужно не менее 600 млн рублей.
ПНК — один из крупнейших в России производителей щебня. Компания создавалась как "дочка" ОАО "РЖД". Согласно данным ее сайта, в собственности у нее 18 щебеночных карьеров по всей стране, откуда материал поставляется в основном для нужд железнодорожного строительства. Гавриловским карьером ПНК владеет 10 лет, и все это время щебень там в качестве арендатора и подрядчика добывала компания "СЗКУ". Объем добычи в 2015 году составил 2 млн м3 щебня. Из него около 10% было поставлено для нужд РЖД, остальное (за вычетом неликвида в объеме 20%) — на местный рынок. Источник в СЗКУ сообщил, что у компании с ПНК была договоренность о выкупе карьера после окончания договора аренды.
Однако в мае 2014 года РЖД продали 75% минус две акции ПНК за 4,8 млрд рублей компании "Бердяуш", которая, по данным СМИ, связана с Артемом Чайкой — сыном генпрокурора РФ Юрия Чайки. После смены собственника в ПНК сменился и менеджмент, а вслед за этим изменилось видение того, как дальше надо развивать актив. "Новый собственник заломил такую цену, что сделка потеряла смысл", — сообщил источник в СЗКУ, но сумму не раскрыл. По оценке экспертов, стоимость Гавриловского карьера в нынешнем состоянии не превышает 500 млн рублей.
Эксперты считают, что ПНК, несмотря на статусного собственника, будет сложно перезапустить добычу щебня на падающем рынке. Во–первых, мощности самого карьера мало. "Из 18 млн м3 разведанных запасов уже выбрана добрая половина. Инвестиции не окупятся", — считают в СЗКУ. Во–вторых, поставки щебня из этого карьера на рынок в значительной степени ограничены пропускной способностью железнодорожной станции Гаврилово. Через нее можно перевалить лишь около 30 тыс. м3 щебня в месяц. "Остальное придется везти автотранспортом. А после изменения законодательства по перегрузу экономика таких поставок заметно ухудшилась", — добавляет другой крупный производитель щебня.
"Вряд ли добыча начнется в этом году. У ПНК нет оборудования, автопарка, а мощности по электричеству оформлены на СЗКУ. Собственнику карьера потребуется время для решения этих вопросов. Или придется договариваться с бывшим арендатором", — отмечает гендиректор компании "Пилигрим" Андрей Мукосеев.
"Доля "Технострома" на рынке была невелика. Если у компании будет желание остаться и работать, она наверняка найдет способ поставлять щебень с других карьеров. Предложения об их продаже появляются постоянно", — констатируют эксперты компании "Решение".
Падающий рынок
В 2015 году емкость рынка щебня Петербурга и области составила, по данным экспертов, 13 млн м3 (в денежном выражении — 15–18 млрд рублей), сократившись за год на 20–30%. Это связано с падением объемов строительства. Кроме того, в прошлом году в регионе завершилась реализация нескольких крупных инфраструктурных объектов, которые удерживали спрос на высоком уровне.
"В I квартале 2016 года добыча щебня выросла на 4%. Местные производители увеличили поставки на столичный рынок, который после ужесточения требований по лицензированию импортного щебня покинули поставщики с Украины", — говорит заместитель гендиректора по строительным материалам "Группы ЛСР" Василий Кострица.
Большие надежды поставщики щебня возлагают и на строительство новой трассы М11 Москва — Петербург. На минувшей неделе "Автодор" объявил тендер на строительство еще двух ее участков с 59 по 149 км стоимостью 74,5 млрд рублей. А общая стоимость М11 на старте проекта оценивалась в 450 млрд рублей.
Завершить трассу планировали к 2018 году, однако сдача, судя по всему, задержится минимум на год.
“
Мы работали с ГК "Техностром" 4 года. Конечно, ситуация неприятная, потому что качество и сервис были на очень высоком уровне. Но компания не могла обеспечить клиентам перевозку щебня по железной дороге, а доставка автотранспортом сильно подорожала. Если раньше в кузове можно было перевозить 30 м3 щебня, то сейчас — вдвое меньше, что регулируется законом. После закрытия предприятия рынок уже перераспределился. Много карьеров открылось в Карелии, так что дефицита нет, тем более потребление щебня падает. Поставщики найдутся всегда, сложнее с платежеспособными клиентами.
Игорь Константинов
Генеральный Директор Гк "Монолит"
“
Рынок щебня сегодня очень тяжелый. Это связано как с общим падением спроса, так и с удорожанием перевозок. Как следствие, производство упало на 10–15%, снизилась маржинальность. Объемы заказов стали меньше, все чаще идет отсрочка платежей и нарастают неплатежи. Все это сказывается на бизнесе, и карьеры бедствуют. Но я рассчитываю, что через некоторое время рынок оживет. Во–первых, сейчас закрыты поставки щебня с Украины. Во–вторых, планируется строительство большого количества автотрасс и железных дорог.
Аркадий Скоров
генеральный директор ООО "Дальпитерстрой"