Во дворе на Садовой заработает постоянная ярмарка традиционных славянских товаров — от продуктов до оберегов и книг. Организаторы проекта — несколько петербургских малых предпринимателей.
Несколько предпринимателей — организаторы петербургских фестивалей и культурных центров "Ладоград", "Непродюсерский центр Жизнь" и др. — открывают постоянную ярмарку "Русское подворье" во дворе на Садовой ул. Предприниматели арендовали участок во дворе у собственника и разместили на нем самодельные ярмарочные "домики", которые будут сдавать в субаренду малым производителям национальных блюд и продуктов, аксессуаров, сувениров и др. Площадь одного домика — 5 м2. Стартовый капитал составил 120 тыс. рублей, окупить их планируют в первый же месяц, но всю прибыль первое время будут вкладывать в развитие: проект работает в тестовом режиме, многое придется достраивать.
Соучредитель вегетарианского кафе Vega Игорь Ляков, один из организаторов ярмарки, рассказывает, что сейчас в проект набирают арендаторов на постоянной основе. "Чтобы оплатить аренду и закупить материалы для домиков и обустройства двора, мы собрали сумму из собственных средств; такие варианты, как кредит, даже не рассматривали. Пока мы взяли в аренду половину двора, что позволяет установить 13 домиков, концертную площадку и обустроить территорию для гостей. Затем планируем обустроить оставшуюся часть", — говорит он. Игорь Ляков добавляет, что в Петербурге, как оказалось, множество мастеров, у которых либо нет времени торговать самим, либо не хватает продукции, чтобы заполнить даже пятиметровый домик. Поэтому некоторые мастера объединяются для аренды или домики снимает посредник, который подбирает товары одной тематики. Также во дворе заработает площадка для проведения концертов и мастер-классов. В ближайших планах предпринимателей — покупка музыкального оборудования, которое пока арендуют. На входе они собираются построить резные деревянные ворота вместо металлических, а также установить кузницу, где гости ярмарки смогут с помощью мастера попробовать сделать для себя сувенир.
Организация временной ярмарки обычно обходится в 15-20 млн рублей. Объем рынка предприниматели оценить затрудняются, но отмечают, что, к примеру, совокупная выручка участников новогодних ярмарок в этом году в Петербурге — около 1,4 млрд рублей. Постоянная ярмарка по сути ближе к "креативному пространству", которых в городе несколько десятков, но уличных среди них почти нет. В холодное время года активность таких проектов заметно снижается, торговля идет вяло, мероприятий почти не проводят — в итоге заметную выручку такой бизнес генерирует только в праздники. Зато летом во дворы и на тротуары "выходят" сотни кафе и магазинов, появляется немало временных проектов.
В этом сезоне в Петербурге заработает для посетителей "Новая Голландия", появится креативное пространство на территории "Лахта центра" с открытым амфитеатром, также общественное пространство появится на территории казарм Новочеркасского полка.
Предприниматель Михаил Белоногов, постоянный участник сезонных продуктовых и сувенирных ярмарок, считает, что привлечь покупателей в "Русское подворье" будет сложно, в том числе из-за локации: рядом сразу несколько рынков. Влияет на ярмарки и кризис. "Спрос в последнее время выравнивается, но уровня 2013 года не достиг: покупают еду, вещи первой необходимости, а вот сувенирка пострадала очень сильно, — рассуждает он. — Шанс на успех, конечно, есть, но он зависит от очень многих факторов: цен на товары, арендной ставки и др.".