Банкиры принялись с особым рвением исполнять инструкции ЦБ, направленные на увеличение налоговых сборов. Добросовестным бизнесменам задают нескромные вопросы и отключают от дистанционного обслуживания, а платежи все чаще проходят с задержками.
Напуганные целой чередой отзывов лицензий, банкиры стали активнее содействовать пополнению бюджета. Финансисты отзывчивы к требованиям любых контролирующих органов и даже готовы по их просьбе идти на шантаж: некоторые грозят клиентам заблокировать расчетный счет, если те не увеличат налоговые отчисления в бюджет. В черный список ЦБ уже вошли 30 тыс. компаний, которым регулятор не рекомендует открывать счета, сообщили "ДП" в одном из крупных банков.
А в другом банке, входящем в десятку крупнейших, добавили, что с начала года им регулярно приходят списки компаний, на работу которых стоит обратить особое внимание и проверить их операции по счетам на законность. Однако первыми жертвами в борьбе за повышение налоговых сборов стали не злостные неплательщики налогов и конторы по отмыванию денег, а вполне добросовестные предприятия малого и среднего бизнеса. Они жалуются на проблемы с дистанционным расчетно–кассовым обслуживанием.
Не хотите платить — уходите
Так, один из банков для малого бизнеса с иностранным капиталом (название имеется в редакции) отключил своему давнему клиенту компании "Генподряд" (торгует стройматериалами) электронную подпись. "Теперь мы, как в 1990–е, бегаем в банк с бумажными платежками. Не говорю о том, что стоимость бумажных проводок возросла втрое, мы потеряли оперативность и из–за этого упустили клиентов на 500 тыс. рублей", — возмущается гендиректор компании Сергей Королев.
Читайте также:
Интернет
Центробанк завел аккаунты в Twitter и Facebook
Корреспондент "ДП" связался с менеджером указанного банка, чтобы выяснить причины происходящего. В банке сообщили, что это не единичный случай, подобные проблемы возникли у очень многих компаний, и все они связаны с новой инструкцией ЦБ РФ. Согласно этому документу, все компании, чьи налоговые платежи не достигают отметки 0,5% от оборота, попадают под подозрение в отмывании денег и под финансовый мониторинг. И хотя, комментируя эту инструкцию, директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Юрий Полупанов отмечал, что клиент, который платит меньше 0,5% с оборотов, — это не обязательно фирма–однодневка, банкиры, не желая портить отношения с регулятором, стремятся исполнить инструкцию четко.
"Мы объяснили банку, что в апреле у нас появился крупный клиент и резко возросла выручка, а доля налоговых платежей в ней сократилась. Но банк настаивает на том, чтобы мы незамедлительно полностью заплатили НДС за I квартал, тогда, возможно, нам снова подключат электронную подпись. Но это ущемляет наши права, государство дает право на отсрочку по оплате НДС", — говорит Сергей Королев.
В свою очередь, банк на отказ клиента повысить налоговую нагрузку рекомендовал ему закрыть счет, следует из ответа банка, который имеется в распоряжении "ДП": "Банк не может позволить себе обслуживание клиента с недостаточной налоговой нагрузкой. Отказ ее увеличить является признаком совершения транзитных операций, которые банки по требованию ЦБ должны предотвращать. Если вы не готовы с нами взаимодействовать, рекомендации — закрыть счет".
Черный список ЦБ
Топ–менеджер другого банка, входящего в топ–50, рассказал "ДП", что список из 30 тыс. компаний, которым не рекомендовано открывать счета, ЦБ РФ разослал по всем банкам еще в 2015 году.
Вероятно, в него попали и те компании, налоговые отчисления которых составляют менее 0,5% от их выручки.
Более того, ЦБ рекомендовал банкирам следить за тем, с каких счетов оплачивается аренда офиса, проверять, сколько людей трудится в нем (должно быть не менее трех).
"Если раньше счет компании открывался за день, то сейчас эта процедура занимает несколько дней. Банк должен убедиться в заявленной деятельности компании (проверить наличие у нее офиса и т. д.). Из пяти поданных заявок на открытие счета банк, как правило, удовлетворяет только одну. При этом закрывают эти счета очень быстро", — говорит собеседник "ДП" из банка.
В Центробанке на запрос "ДП" ответили, что банк проводит мониторинг операций, которые могут потенциально использоваться для совершения сомнительных сделок, и направляет кредитным организациям рекомендации. В частности, сомнения банкиров должен вызывать тот факт, что при зачислении и снятии средств со счета компании у его владельца не возникает "обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной", а также если со счета не происходит уплата налогов или производится, но в незначительных размерах, несопоставимых с масштабом деятельности.
Слепой подход
Руководитель компании, занимающейся поставками и монтажом инженерного оборудования, анонимно пояснил, что банки, опасаясь закрытия, стали очень лояльными к пожеланиям самых разных контролирующих органов. В том числе и налоговых. Поэтому прежде всего на подобный шантаж идут небольшие частные финансовые институты.
"Проблемы с прохождением платежей стали возникать очень часто. Месяц меня мурыжили, требуя то одну справку, то другую. Просили принести документы об оплате аренды, другие документы. При этом намекали, что если мои налоговые платежи вырастут, то справки будут не нужны. В конце концов я просто сменил банк, и пока проблема не возобновлялась", — говорит собеседник "ДП".
С ним соглашается
Андрей Липатов, генеральный директор холдинга "Теплоком". После целой череды отзывов лицензий банки стали более послушными в отношении требований регулятора, а также налоговой службы.
"Сейчас все компании стараются рефинансироваться. А для этого нужно принести справку из налоговой. И здесь начинаются нюансы. Налоговая, прежде чем выдать эту справку, просит сделать авансовые платежи. Причем это не жесткое требование, а пожелание. Но никто ведь не хочет портить отношения с налоговой. Поэтому идут навстречу", — говорит Андрей Липатов.
В последнее время, особенно в последние 3 месяца, по словам бизнесмена, появилась еще одна проблема: банки по разным причинам не отправляют платежи, задерживают их у себя. Особенно когда платеж идет во внешний банк. "Банк часто даже просит, чтобы клиент, которому перечисляются деньги, открыл счет в банке клиента–отправителя. Конечно, это создает сложности в работе компаний, особенно тех, которые работают не только на местном, но и на российском, и на внешних рынках", — говорит Андрей Липатов.
Коммерческий директор ЗАО "Невская лодочная верфь" Андрей Хабазов сообщил, что проблема с банками ему тоже очень хорошо знакома. "В банковском обслуживании в последнее время появилось много проблем: платежи проходят очень медленно, кредиты не одобряют и т. д. При этом намекают, что, например, для хороших клиентов, которые увеличивают налоговые платежи в бюджет, у них условия обслуживания лучше", — утверждает бизнесмен.
Проблемы, по мнению некоторых предпринимателей, возникают из–за того, что банки не анализируют причины изменения финансовых показателей. "Менеджеры банка берут выручку за один квартал и делят на нее сумму налоговых платежей за другой квартал. И их совершенно не волнует, почему и как снизилась налоговая нагрузка", — говорят бизнесмены.
“
Перечень критериев, которые ЦБ применил к транзитным сделкам, достаточно широкий — это и регулярность и длительность платежей, и минимальная налоговая нагрузка, и отсутствие экономической выгоды. И под эти признаки легко могут подпасть и добросовестные владельцы малого и среднего бизнеса, которые пытаются минимизировать налоговую нагрузку. Блокировка расчетного счета — неприятный момент. В моей практике был случай, когда банк заблокировал предпринимателю счет, полагая, что его операции как раз подпадают под вышеописанные признаки. Ему пришлось предоставить запрошенные банком документы, и в течение недели вопрос был решен. В противном случае, согласно закону "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", банк имеет право отказать в совершении операций, при этом он не понесет никакой гражданско–правовой ответственности за нарушение условий договоров.
Ольга Субота
адвокат АК "Аспект"
“
Центробанк активно борется с теневым бизнесом, совершенствует методики и инструкции. Не зря сегодня обналичка стоит 9%, а не единицы процентов, как несколько лет назад. Сегодня компании, занимающиеся обналичкой, несут огромные накладные расходы, так как им приходится снимать офис, сажать в него людей, чтобы соответствовать требованию банков по открытию счета. Что касается налоговой нагрузки, то я плохо представляю, как банки могут ее контролировать. Это почти невозможно. Они могут видеть динамику оборотов по счетам, и если у них что–то вызывает подозрение, то передают данные о компании в службу финмониторинга. Конечно, среди подозрительных могут оказаться и добросовестные предприниматели, но я не думаю, что это может стать массовым явлением.
Анатолий Симонов
президент Ассоциации бухгалтеров малых предприятий