Автоэксперт Виталий Новиков о новом суперэкономичном и компактном автомобиле Smart fortwo.
У меня профдеформация. При слове smart я думаю не о машинах и могу писать его только заглавными буквами. Последние несколько лет я почти каждый день веду тренинги по продажам, переговорам и развитию бизнеса, и почти всегда мы касаемся там постановки цели по системе SMART. Эта система гласит, что цель должна быть конкретная, измеримая, достижимая (а по мне так лучше — амбициозная), актуальная и ограниченная во времени. Получается аббревиатура SMART от английских слов Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time–bound. А сегодня я буду вам рассказывать про автомобиль smart fortwo и постараюсь прикинуть: если себе поставить задачу купить smart, будет ли это по SMART?
Интересна история создания марки: концерн Daimler вошел в союз с часовой компанией Swatch, и они решили создать суперэкономичный и компактный авто для города. Первые машины появились в продаже в 1997 году. Потом часовщики вышли из проекта по финансовым причинам. В прессе проскальзывала информация, что к 2006 году на этом проекте концерн Daimler потерял от 1 млрд до 4,5 млрд евро. Есть мнение, что делалось это для создания технологического рывка и из имиджевых соображений. Как бы то ни было, в европейских городах smart fortwo прочно стал частью городского пейзажа. В России машина воспринимается как редкая и эксцентричная. Но то, что с 2012 года ее можно свободно купить у дилеров, — безусловно, позитивное событие.
Передо мной новый smart fortwo. Оценивать его внешне непросто. Мне опять, как с Mercedes GLC, в форме кузова мерещится немецкая каска. Под гибкими формами кузова угадываются кубические объемы, как будто на ящики кто–то накинул плотную плащ–палатку. Решетка радиатора стоит вертикально, передний бампер тоже напоминает нож бульдозера. Большие фары изумленно смотрят на меня, будто не веря, что я пришел. Округлые задние фонари, кажется, я уже видел на какой–то машине. И вообще, облик кажется мне знакомым. Машина сильно напоминает Renault Twingo, который к нам не поставляется. И это не просто так. Этот smart fortwo создан в альянсе с концерном Renault и выпускается на французском заводе в Словении на одном конвейере с моделью Twingo. Когда попадаешь в салон машины, то видишь повсюду следы французов: кнопки, ручки, детали интерьера. Перед глазами очень ярко. И, пожалуй, красиво. Руль удобен, на нем дивно расположены кнопки. Только вот он не регулируется по вылету, а лишь по высоте. Большой спидометр, как и раньше, перед глазами, на привычном месте и напоминает первый А–класс. Это хорошая ассоциация. Внутри него — большой экран бортового компьютера. А тахометр с часами вынесли в виде грибочка на переднюю панель слева у самой стойки. Это, кстати, опция, за 10 тыс. рублей. Пытаясь уследить за оборотами мотора и за скоростью, можно окосеть. Одним взглядом приборы не охватить. Справа от руля экран мультимедиа, под ним — дивной красоты блок климата, больше похожий на ретрорадиоприемник. Температуру выбираешь — как настраиваешь радиочастоту. Ниже два подстаканника, "реношный" рычаг коробки и подлокотник на неимоверной высоте. Наверное, он играет роль боковой поддержки. У сидений ее почти нет, они максимально простые, жесткие, без поясничного подпора, с интегрированным подголовником. Над передней панелью на водителя смотрят дефлекторы вентиляции, как два лягушачьих глаза. Под подстаканниками стильная тумбочка с ящиком, который вытаскивается в сторону ног переднего пассажира. Парящая панель Volvo удобнее, но в smart что–то можно скрыть от посторонних глаз. Бардачок перед пассажиром вызывает клаустрофобию даже у сервисной книжки, так он мал. Хотел сказать "передним пассажиром", а задних тут нет. Мест–то всего два.
Читайте также:
Тест-драйв нового Audi RS3
Ручник, спасибо, обычный, за ним гнездо питания и разъемы, четко под подлокотником. Еще раз огляделся в салоне — нравится мне тут. Необычный, стильный, хоть и не очень практичный.
Смотрю на багажник. Он стал явно больше. Стильный, как и раньше, стекло открывается вверх, крышка откидывается вниз. Под полом — мотор. Тут же я нашел в папке на липучке инструкцию к машине. Конечно, она ведь не влезает больше никуда.
Сажусь за руль — гулко хлопает пластиковая дверь. Телефон положить решительно некуда. У меня их два и планшет. Для молодежи, говорите? Кладу за сиденье. Сцепление, включаю первую рычагом от Logan, поехали. Мотор 1,0 л, 71 л. с., три цилиндра. Голосит смешно, как на задорной газонокосилке еду. Весело и громко. Разгоняться, понятно, не хочет. Передачи очень длинные. На второй разогнался за сотню. Хорошая альтернатива автомату. Включил вторую и поехал. Еще бы сцепление не надо было выжимать при остановках… Но вот с расходом топлива будет совсем беда. У меня и так в городе получилось 8 л. И я не гонял особо. А что будет просто на второй передаче?
На ровной дороге шасси прекрасное. Оно держит высокую машину в повороте, позволяет четко следовать выбранной траектории. Но как только ямы — так сразу чувствуешь их своей пятой точкой. А сиденье жесткое! Противобуксовочная система включается в работу, даже когда машина поскользнулась на луже. А противозаносная система резко душит мое любое желание похулиганить в заносе, а тут ведь все к тому располагает: задний привод и мотор тоже сзади дает высокую прижимную силу. А кнопок отключить эти системы нет. Ладно, на ESP не претендую, пусть все время работает, но противобуксовочную надо отключать — зиму у нас никто не отменял, и выбираться из снежного плена как–то надо.
Теперь о самом главном — ради чего мы покупаем smart fortwo. В первую очередь для преимущества на парковке. Влезть туда, где другим не под силу. У меня по шесть встреч в день, и для меня это очень ценное преимущество. Длина 2,7 м позволяет легко влезть в очень тесные места, но решающего преимущества не дает. А вот встать поперек удается почти всегда, но это очень опасно. По правилам, машина, припаркованная ненадлежащим образом, то есть перпендикулярно проезжей части, например, подлежит штрафу и эвакуации. Да и торчит одно колесо на дороге при этом все равно. Можно залезть задом на поребрик, но так можно сделать на любой машине, и тем более это нарушение. В общем, с парковкой неоднозначно. За 2 дня езды по городу я понял, что во все узкие места я влезу не только на smart, но и на моем Mini.
Еще я ожидал, что он, как "Ока", влезет в любую дырочку. А парень–то прибавил в весе. В салоне нет тесноты в плечах, и габариты уже как у обычной машины. И потому преимущества в городе особого нет. Зато разворот — истинное удовольствие. Smart fortwo способен развернуться на пятачке. Передние колеса выворачиваются так, как когда–то это умели делать Mercedes W124.
Что в итоге — машина с внешностью толстого пекинеса, размером с него же, с ключом от Renault Logan стоит минимум 890 тыс. рублей. А тот, на котором ездил я, стоит 1,2 млн. Это не предел. Дилеры рассказывают про машины по 1,5 млн рублей. Престиж марка пока не получила, по крайней мере в России. Да, торгуя Bentley, я видел уважаемых людей на smart в версии Brabus. Но это скорее прикол. Готов ли я заплатить за прикол столько денег? Думаю, что как машина для девочки smart fortwo прекрасен. Ведь покупка машины в салоне Mercedes — всегда событие. А парням я бы предложил подождать машину с мотором в 90 "лошадей". Думаю, она поедет интереснее. Поэтому по системе SMART идея покупки smart fortwo не выглядит безрассудной.