Летние детские лагеря завлекают клиентов тематическими программами. Родители не экономят на путевках, но теперь обращаются за возмещением стоимости. "ДП" разбирался в том, кто в Петербурге и Ленобласти зарабатывает на рынке летнего детского отдыха.
Рынок летнего детского отдыха, объем которого в Петербурге оценивается в 4,4 млрд рублей, подтверждает тенденцию, уже отмеченную в кризис производителями одежды, издателями книг и другими: на детях экономят в последнюю очередь.
Заграница и возмещения
Как рассказывает Наталия Розенблюм, директор Top Hotel Experts, уже сейчас игроки рынка летних лагерей отмечают рост спроса на 10–15% по сравнению с прошлым годом. Это происходит в том числе на фоне снижения спроса на отдых за рубежом и переориентации на внутренний туризм. Играет роль и то, что работающие петербуржцы могут получить компенсацию части стоимости путевки, в 2016 году — 14 338 рублей. В этом году, по данным специалистов комитета по образованию Петербурга, в летние лагеря поедут 149 тыс. городских детей (в 2015 году их было 141 тыс.). Расчетная стоимость путевки в загородный лагерь Петербурга в этом году — 23 898 рублей, на 2184 рубля больше, чем в прошлом. Рыночная же стоимость колеблется в пределах 19–45 тыс. рублей за смену.
Гендиректор объединения детских лагерей "Карельский перешеек" (лагеря "Волна", "Радужный" и "Голубое озеро") Галина Кузнеченкова добавляет, что если раньше только около половины родителей обращались за возмещением затрат на покупку путевки, то в этом году это сделали 95% тех, кто купил путевки.
Побеждают знания
По оценке организаторов детских летних лагерей, в этом году средняя цена отдыха выросла на 5–15%, в то время как себестоимость услуги увеличилась на 15–20%. Сейчас, по оценке Галины Кузнеченковой, себестоимость пребывания ребенка в лагере в среднем составляет 1,4 тыс. рублей в день.
Поскольку организация отдыха детей — сезонный бизнес, то в стоимость путевки лагерям приходится закладывать в том числе расходы на ремонт помещений в течение года, возможный рост стоимости электроэнергии и другие расходы.
По отзывам участников рынка, в настоящее время родители охотнее платят за тематические программы, а не за обычный отдых. В ответ в Ленобласти становится все больше небольших обучающих лагерей. Кроме привычных языковых и спортивных на рынке появляются более специализированные проекты. Это, к примеру, архитектурные "Оригами" и "Архитектурная дача", лагерь космической подготовки "Шумгам". Кроме того, в этом году появилось более десятка новых театральных и кинематографических проектов, что в комитете по образованию объясняют Годом кино, объявленным Минкультом. На базе АОУ ВПО "Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина" будет открыт историко–археологический лагерь "Гардарика".
Наталия Розенблюм добавляет, что на рынке преобладают небольшие игроки, они выживают благодаря способности быстро подстроиться под изменения рынка и мобильности (почти никто из новых участников рынка не имеет зданий в собственности). Но в этом есть и негативные стороны: маленькие игроки не всегда могут обеспечить комфортное проживание.
"Качественная инфраструктура для летнего отдыха детей и подростков остается болевой точкой для российской индустрии гостеприимства, — сетует Наталия Розенблюм. — С точки зрения девелопера, этот сегмент непривлекателен, поскольку имеет ярко выраженную сезонность — большинство объектов эксплуатируют только летом".
Руководители детских лагерей отмечают, что, несмотря на кризис, родители готовы платить больше за более комфортное пребывание детей на отдыхе. Так, Светлана Тищенко, руководитель детского лагеря "Лесная сказка", говорит, что в следующем году в лагере будет построен новый, третий корпус повышенной комфортности, поскольку именно на эти услуги растет спрос.
Остаться дома
Многие из тематических лагерей — городские: спрос на такой формат в этом году вырос более чем на 30% благодаря в том числе значительно более низким ценам, чем в загородных лагерях. Например, в Петербурге работают театральный лагерь "Солнечное Царство", кинолагерь на базе студии "Ленвидео", научный лагерь "Земля Фантазий", "Хобби–центр" и другие — несколько десятков компаний.
Лагеря дневного пребывания откроются в 156 школах города, в них отдохнут более 20 тыс. детей (примерно на 1 тыс. больше, чем в прошлом году). Также в этом году развивается новый формат — городские лагеря при фитнес–центрах. Так, впервые летний дневной лагерь откроет центр спорта "Восток и Запад". По словам руководителя центра Николая Афанасьева, лагерь рассчитан в первую очередь на детей, которые занимаются в центре, поскольку тут будут проводиться тренировки с преподавателями ушу, кунг–фу.
Спорт–центр "Приморский" в этом году открывает лагерь с секциями айкидо, карате и пр. А сеть фитнес–центров Family Fitness организует летний городской лагерь, где смогут заниматься дети разного уровня физической подготовки. Как правило, наибольшим спросом городские лагеря пользуются в июне: в июле–августе дети все же уезжают из города.
“
У нас начиная с прошлого года детей стало в 1,5 раза больше, хотя цены мы предлагаем выше среднего. Интересно, что в этом году мы сделали одну смену из шести с возможностью компенсации затрат от города. Так вот, первыми набрались именно те смены, которые не предполагают компенсации. В выборе лагеря у всех свои приоритеты: для многих родителей важнее комфорт, медкабинет, питание. Другие выбирают по образовательной программе и ездят каждый год в один и тот же лагерь со знакомыми педагогами. Мы набрались опыта, создали аудиторию и команду сотрудников, поэтому не так страдаем от кризиса.
Айдар Фаррахов
учредитель профориентационного лагеря "АРТ–личность"
“
Последнее время и со стороны родителей, и со стороны детей есть спрос на образовательные программы в сфере экологии (в том числе как вести себя в лесу), исторические (история России). Есть спрос на обучение тому, как навыки использования различных гаджетов можно применять на практике, в жизни, не для развлечения, а для собственного развития. Кроме того, и детям, и родителям во время отдыха в лагерях становится важно трудовое обучение, получение навыков что–то делать собственными руками. Могу также отметить рост спроса на спортивные лагеря в Краснодаре и снижение спроса на спортивные лагеря в Болгарии в этом сезоне.
Жанна Данмарк
заместитель руководителя компании "Золотой ключ и К" (туроператор детского отдыха)