Дмитрий Ривьер (31 год) вот уже 6 лет продает петербуржцам ламинат. Его бизнес начинался с небольшого интернет-магазина, за 2 года он дорос до оптовых поставок напольных покрытий и в 2015 году вышел на годовой оборот 118 млн рублей. Бизнесмен не только сохранил свою компанию в кризис, но и вышел на новый для себя московский рынок.
Петербуржец Дмитрий Ривьер свою первую компанию открыл, будучи студентом экономического факультета Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ). Продавал песок, бетон и щебень строительным компаниям, оборот не превышал 12 млн рублей в год. Бизнес просуществовал 3 года: в кризисный 2008-ой Дмитрий и его сокурсники-партнеры закрыли компанию.
В 2010 году Дмитрий заинтересовался продажами в Интернете и, вложив 10 тыс. рублей, открыл интернет-магазин по продаже ламината "Идеальный пол". Сфера была выбрана случайно: знакомые, владельцы оптовой компании по продаже напольных покрытий, предложили реализовать через магазин их товар. Сотрудничать они в результате не стали, зато Дмитрий заинтересовался предметом и в итоге нашел свою нишу, которая уже 6 лет приносит ему стабильный доход.
"Мы принимали заказы от клиентов, затем брали у поставщиков на складе товар и привозили его покупателю. Первое время сам возил ламинат на своей машине", — вспоминает Дмитрий. Спрос был: на некоторые позиции цены от офлайновых магазинов выгодно отличались, на 10-30%. Дмитрий считает, главная причина того, почему стартапу удалось выдержать колоссальную конкуренцию, заключалась в выборе правильного товара.
"Идеальный пол" сфокусировался только на ламинате экономсегмента, конкретных брендов и самых ходовых цветов.
Интернет-магазин Дмитрия продавал ламинат марки Maxwood, который раньше можно было найти только в крупных сетях. Именно эта марка в итоге и стала драйвером роста выручки. "Спустя 2 года с момента нашего открытия в Maxwood заметили, что мы продаем их товар теми же объемами, что и одна крупная розничная сеть. Началось более близкое сотрудничество", — рассказывает предприниматель. Тогда оборот его компании насчитывал 20 млн рублей в год.
Переход на опт
Еще через 2 года, в 2014-м, "Идеальный пол" стал эксклюзивным представителем марки на Северо-Западе: компания сама стала поставщиком для других интернет-магазинов и нарастила оборот до 49 млн рублей.
Начало кризиса, рассказывает Дмитрий, удалось пережить хорошо: "Я вовремя почувствовал тренд, успел вложить все деньги в ламинат и сделал в ноябре-декабре очень большую закупку. Весь товар мы продали за 3-4 месяца по очень хорошим ценам". Оборот компании по итогам 2015 года составил 38 млн рублей.
Весной кризисного года "Идеальный пол" появился в Москве. Шаг был рискованный, вспоминает предприниматель, но стоил того. Он зарегистрировал новое юридическое лицо ООО "Оптоламинат" для работы со столицей и регионами.
В открытие филиала было вложено немало: 5 млн рублей пошли на аренду помещений, покупку машин, погрузчиков и зарплату сотрудникам, еще 7 млн рублей потребовалась на то, чтобы заполнить ламинатом свой склад. Наконец, еще 30 млн рублей стоил товар, который был отдан на реализацию московским партнерам.
"Когда все хорошо, сложно найти ценные кадры и помещения: склады, локации, ключевые сотрудники уже заняты. Но кризис дает шанс найти тех, кто может дать развитие компании", — делится Дмитрий.
Время ламината
Сейчас у "Идеального пола" есть розничный магазин по продажам ламината в Петербурге и онлайн-магазин, который работает в основном с городом и Ленобластью. Они приносят около 15% выручки компании. Основной же источник дохода — оптовые поставки: работают с тематическими розничными магазинами в Петербурге и крупными компаниями в Москве, такими как "Твой дом", Tesser, "Мир ламината", "Стройка" и т.д. В планах Дмитрия — открытие московского офлайн-магазина и запуск производства ламината под собственным брендом на базе мощностей стороннего завода.
Кроме того, в 2016 году Дмитрий стал продавать в Москве импортные обои, пока это 15% от московского оборота.
По словам Дмитрия, в Петербурге пять крупных игроков, продающих ламинат оптом, а в Москве их более 20.
"Кризис, конечно, изменил рынок, — признает Александр Стрелецкий, руководитель направления "Напольные покрытия" компании Tesser. — Объем продаж, выраженный в метраже, такой же, как год назад. Однако акцент сместился в сторону недорогого сегмента. Если в прошлом году продажи массивной и паркетной доски составляли 40%, а остальные 60% приходились на ламинат, то в этом году спрос на ламинат сильно выше, он и дальше будет расти". Участники рынка отмечают, что воспользоваться ситуацией пытаются производители новых напольных покрытий, в том числе винила и кварц-винила, но в ближайшие 5-7 лет они вряд ли смогут отвоевать те позиции, которые сейчас есть у ламината.