В Петербурге в разгар строительного сезона дефицит цемента достиг катастрофических 40%. Это произошло потому, что сразу несколько производителей сократили отгрузку из–за сбоев в работе оборудования и профилактики. Рынок готовится к третьему за год скачку цен.
За последние 2 недели сразу пять заводов, поставляющих в Петербург цемент (в том числе предприятия лидера рынка "Евроцемент Груп" Филарета Гальчева), резко сократили объемы отгрузки. В то время как на одних предприятиях началась профилактика, на других сломалось оборудование.
Производственный форс–мажор совпал с прекращением поставок импортного цемента в Россию из–за ужесточения правил его сертификации, пролоббированного "Евроцемент Груп". В результате дефицит цемента в регионе оценивается в рекордные 40%, и, по прогнозу, ситуация останется такой еще минимум 2 недели.
Производители бетона, лишенные основного сырья, останавливают заводы. Некоторые из них прибегают к услугам спекулянтов и ждут в июне третьего за год официального повышения цен на цемент.
Синхронные поломки
О резком снижении объема поставок цемента в Петербург "ДП" рассказали участники рынка. По их словам, за последние 2 недели заводы–производители в совокупности сократили отгрузку цемента потребителям на 30–40%. В качестве основной причины происходящего называют спонтанные поломки оборудования на основных предприятиях–поставщиках.
Опросив игроков рынка, "ДП" выяснил, что оборудование за последнее время ломалось на пяти цементных предприятиях, обеспечивающих цементом город.
"Была сломана мельница на "Пикалевской соде". Постоянно что–то ломается на заводе "Цесла", — говорит один из крупных потребителей цемента.
На "Цесле" на запрос "ДП" не ответили. А на "Пикалевской соде" сообщили, что проблем у них нет: оборудование загружено на 80–95%. "Мы грузим цемент ключевым потребителям, а отгрузка трейдерам временно прекращена", — сообщили на заводе.
Есть проблемы, со слов участников рынка, и у "Евроцемент Груп", которая контролирует 64% рынка в Петербурге и Ленобласти и является эксклюзивным дилером белорусского цемента (это еще 10% рынка).
"По нашим данным, на плановый ремонт остановлены четыре из шести печей на заводе Пикалево. А завод в Сланцах после апрельской профилактики китайского оборудования поработал 10 дней и снова сократил отгрузку из–за поломки", — рассказал источник "ДП".
В пресс–службе "Евроцемент Групп" "ДП" сообщили, что ремонтные работы на предприятиях проведены и оба комбината работают в штатном режиме. Комментировать ситуацию на белорусских заводах там отказались.
Трейдеры утверждают, что белорусы уже 2 недели цемент не грузят. "Сначала сломалось что–то на Белорусском цементном заводе, потом на Кричевском комбинате. Каждый день обещают возобновить поставки. Но пока тихо", — рассказал "ДП" один из перевозчиков.
Получить комментарии от белорусских заводов "ДП" не удалось.
Тотальный дефицит
Несмотря на заверения производителей цемента о стабильности ситуации, основные его потребители — производители бетона (в себестоимости бетона цена на цемент составляет 30%) бьют тревогу.
"Это какой–то коллапс! Строительный сезон в разгаре, а нам негде купить цемент! Мне для нормальной работы надо 3 тыс. т цемента в месяц, а пока удалось выбить только 900 т. Производители, все поголовно, кивают на поломки. Говорят — приходите через месяц. А сами отгружают запасы крупному бизнесу и перекупщикам, которые задирают цены. Это похоже на сговор. Куда смотрит УФАС?" — возмущен генеральный директор компании "Пилигрим" Андрей Мукосеев.
"Цемента не хватает. Отгрузки с "Пикалевской соды" сократились. Мы пока работаем на том, что есть, но дефицит для себя оцениваем в 50%", — говорит директор по производству "Транскомплект" Андрей Романов.
"Мне из 30 заказанных вагонов удалось получить только восемь. Белорусы уже 2 недели отгружают материал с перебоями. А завод "Евроцемента" в Сланцах простаивал 2 месяца, а сейчас 90% продукции отгружает только "Группе ЛСР", — добавляет генеральный директор компании "Проф–Бетон" Олег Семененко. Ситуацию усугубляет отсутствие на рынке импортного цемента, доступ которого в РФ заблокировали мартовские поправки в закон об обязательной сертификации, которые пролоббировало НО "Союзцемент" во главе с холдингом "Евроцемент Груп".
В прошлую пятницу Александр Шишкин, директор по продажам и логистике компании "Семекс Балтик Цемент", которая возила цемент из Прибалтики, сообщил, что импорт все еще закрыт.
"Мы пытаемся получить сертификат. Пока безуспешно. Между тем импорт мог бы обеспечить 10% рынка цемента, что в нынешней ситуации особенно актуально", — говорит он.
По словам начальника управления контроля промышленности Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Нелли Галимхановой, в мае прошло совещание, где обсуждалась ситуация с импортом цемента.
"Мы разбираемся с этой проблемой", — говорит она.
При этом представительница ФАС сообщила, что жалоб на массовый выход из строя оборудования на цементных заводах, снабжающих Петербург, в ФАС не поступало.
Повод для повышения цен
Какими будут последствия снижения поставок цемента на рынок Петербурга, догадаться не сложно.
"На юге города минимум четыре бетонных завода остановились", — говорит Андрей Мукосеев.
"Мы полдня простаивали из–за отсутствия белорусского цемента. Живем старыми запасами и готовимся к очередному повышению цен", — сообщил гендиректор ОАО "Ленстройдеталь" Андрей Сабылин.
В этом году "Евроцемент Груп" уже 2 раза по 300 рублей за 1 т поднимал цены на свою продукцию.
Таким образом, в этом году средняя цена на цемент выросла на 15%, до 4,6 тыс. рублей за 1 т (см. "Динамика цен…").
Это самый резкий скачок цен на цемент за последние 10 лет. И, судя по всему, не последний.
"Рынок ждет третьего официального повышения цен в июне. Хотя уже в мае из–за дефицита цены на цемент выросли на 160 рублей за 1 т", — говорит гендиректор ООО "АИР" Александр Дубодел.
"На ситуации зарабатывают дилеры — они уже повысили цены на 100–200 рублей", — подтверждает Виталий Прокуроров из ООО "Индустри Петробетон".
"Расходы на производство цемента растут из–за импортного оборудования и кредитов. Рост цен — объективная необходимость", — добавляет президент ассоциации "Бетон Северо–Запад" Владимир Кондратенко.
Между тем производители бетона повышать цены на свою продукцию из–за жесткой конкуренции в сегменте не могут.
Сейчас в Петербурге, по данным компании "Решение", работает не менее 160 бетонных узлов от 90 компаний.
Причем их загрузка составляет 15–18%. А у ведущих игроков — 30–50%.
Объем бетонного рынка региона по итогам 2015 года составил 5,5 млн м3 (около 20 млрд рублей).
В этом году он, по прогнозу, сократится до 5 млн м3.
Главная причина — снижение спроса на бетон со стороны строителей.
“
Это скорее стечение обстоятельств, чем какая–то системная проблема. Но оно привело к появлению дефицита на рынке цемента, который может продлиться примерно от недели до двух. Такого дефицита не было с 2007–2008 годов. Сейчас пик сезона, все активно ведут строительные работы, поэтому в случае увеличения цен компании, производящие бетон, все равно будут вынуждены покупать цемент по заявленной стоимости. Думаю, что в течение дней десяти стоимость может увеличиться примерно на 300 рублей за 1 т. При этом с начала года цены уже выросли примерно на 600 рублей за 1 т.
Сергей Янкин
управляющий "ЛСР. Бетон"
“
Дефицит цемента на рынке есть, определить его количественно будет возможно по итогам месяца. Это связано с началом сезона в строительной отрасли и с отказами оборудования на заводах. Такое случалось и раньше, так как все цемзаводы эксплуатируются уже достаточно давно, но одновременную поломку на нескольких заводах я вижу впервые. Как выкручиваются потребители? Так как замены "хлебу строительства" нет, приходится брать заявки на отгрузку ровно того количества бетона, на которое есть сырье по факту, и отпускать его только платежеспособным строителям.
Дмитрий Эпштейн
владелец "ЦемЦентра "Обводный"