На фоне конфликтов со Смольным и проверок правоохранительных органов акционеры "Метростроя" поспешили откреститься от использования активов компании для личных целей. Так собеседники "ДП" трактуют иск Александровых к собственной компании.
Гендиректор "
Метростроя
" Вадим Александров и его сын, коммерческий директор "Метростроя" Николай, судятся с собственной компанией. В "Метрострое" говорят, что иск — это скорее формальность, но деталей дела не раскрывают. Источники "ДП", знакомые с работой "Метростроя", полагают, что в ожидании очередной проверки правоохранительных органов Александровы открещиваются от поручительств, которые выписывали от имени компании для личных приобретений.
Вадим и Николай Александровы являются собственниками 37,35% "Метростроя". Иск к собственной компании они подали на прошлой неделе. Однако информация о содержании иска появилась в открытом доступе только сейчас. Как и предполагали эксперты в беседе с "ДП", Александровы потребовали признать недействительным договор поручительства перед Связь-банком.
За что именно "Метрострой" поручался перед банком, по-прежнему не сообщается. В иске отражена лишь дата договора поручительства — 14 ноября 2013 года. Судя по отчетности компании за 2013 год, поручительства выдавались "по кредитным договорам третьих лиц" на сумму около 1 млн рублей, а в 2014 году размер поручительств уже превысил 700 млн рублей. Стоит отметить, что по закону поручитель несет ответственность не только на эту сумму, но и в целом по всей сделке, за которую поручается.
Чтобы признать договор недействительным, Вадиму и Николаю Александровым нужно будет доказать, что они не знали о его подписании. Собеседники "ДП" полагают, что таким образом акционеры хотят избежать вопросов со стороны правоохранительных органов, которые в последнее время стали частыми гостями в "Метрострое".
По мнению юристов, речь идет о так называемом "сейфовом поручительстве", когда банк даже не отчитывается о существовании договора перед Центробанком, а просто хранит его в сейфе, например, у председателя правления.
"Пока все в порядке, банк о договоре не вспоминает, а директор или лица, с ним связанные, спокойно гасят кредит. Но если, например, у регулятора возникают вопросы по обеспечению этого кредита, банк вдруг вытаскивает поручительство из сейфа, увольняет операциониста "за недосмотр" и, извиняясь, говорит, что на самом-то деле кредит нормально обеспечен. Если общество-поручитель — это компания с государственным капиталом и у государства вдруг возникли вопросы к генеральному директору, он как акционер этого общества будет стремиться прикрыть свои тылы иском об оспаривании этого поручительства", — рассуждает партнер юридической фирмы "Апелляционный центр" Владимир Полуянов.
В "Метрострое" иск Александровых прокомментировали неожиданно. В компании сообщили "ДП", что "данное исковое заявление в компанию еще не поступало и, соответственно, содержание его пока неизвестно". С учетом того, что иск писали сами акционеры и руководители "Метростроя", удивительно, что там с содержанием иска не знакомы. Также в "Метрострое" туманно сообщили, что "хозяйственная деятельность между обществом и банком не велась".
"Метрострой" работает на госзаказах и занимает монопольное положение на рынке строительства метро в Петербурге. Годовой оборот компании превышает 20 млрд рублей, портфель госзаказа достигает 80 млрд рублей. В последнее время Смольный активно наращивает свое влияние на работу компании. За последний год с проверками ее посетили все возможные ведомства, от ФСБ до МЧС, а ранее работу компании проверяла Контрольно-счетная палата и, конечно, сами заказчики, то есть Смольный. При этом удар приходится именно на Александровых, а не на чиновников, которые представляют в совете директоров интересы Смольного.
У Николая Александрова есть несколько бизнесов, не связанных с "Метростроем". Так, он занимается ресторанным бизнесом вместе с ресторатором Сергеем Глазыриным: недавно открыл ресторан "Птичий двор", который стал их седьмым проектом после Meat Head и Paradise на Конюшенной площади, VinoGrad cafe, "Жирной утки", Macarena и "Этаж 41" в "Лидер Тауэр". Также Николай Александров владеет 41% банка "НеваСтройИнвест", в который недавно правоохранители приходили с обысками. Кроме того, у него есть ряд других непрофильных активов.