Общемировой тренд делового этикета сводится в последнее время к тому, что встречать по одежке в бизнес–среде практически перестали. В ряде стран джинсы перешли в разряд деловой одежды, а стиль casual назвали приемлемым в работе с клиентами. Но есть профессии, для которых строгий дресс–код обязателен. "ДП" выяснил, насколько он актуален для России летом.
В мае 2016 года в Великобритании случился скандал: секретаря лондонского офиса PricewaterhouseCoopers уволили за отказ носить высокие каблуки. В России таких громких историй, затрагивающих дресс–код, нет, хотя некоторые работодатели так же строги к имиджу сотрудников. Доходит до абсурда: в некоторых организациях руководители требуют от сотрудниц делать маникюр исключительно в корпоративных цветах.
Самые строгие требования, по словам преподавателя Русской Школы Управления и генерального директора Центра развития бизнеса и карьеры "Перспектива" Натальи Сторожевой, в американских представительствах или в управляющих компаниях, связанных с инвестициями. Здесь могут быть регламентированы такие вещи, как ширина полосок на галстуках, высота каблука и плотность чулок.
Кому и зачем он нужен
Как у британских, так и у российских работодателей есть юридическое право вводить дресс–код и требовать его соблюдения. За непослушание — выговор. Дальнейшее игнорирование может привести к увольнению.
Впрочем, только 10% российских работодателей, по данным hh.ru, вводят жесткий дресс–код: обязанность носить униформу или деловой костюм и зимой, и летом. "В большинстве случаев дресс–код все–таки строго не прописан, но предполагает офисный стиль (юбки и блузки, платья для женщин, брюки и рубашки для мужчин). Или исключает некоторые неформальные элементы: шлепанцы и шорты", — объясняет представитель HeadHunter в Петербурге Екатерина Скляренко. При введении дресс–кода работодатель прежде всего думает о собственном имидже, пытаясь соответствовать стандартам отрасли. В меньшей степени, согласно исследованиям hh.ru, ввод корпоративного стиля объясняется попыткой работодателя сплотить коллектив или создать комфортную обстановку на работе. Лишь 33% компаний со строгим дресс–кодом делают послабления сотрудникам летом: разрешают отказаться от теплых пиджаков ради легких рубашек и блузок. Носить более свободную одежду по пятницам можно в 67% компаний с дресс–кодом.
Одним цветом
"В жаркую погоду сотрудникам Росэнергобанка разрешается носить рубашки и блузки с коротким рукавом, — рассказывает начальник управления по работе с персоналом банка Инна Макаренко. — Внешний вид человека находится вне зависимости от времени года, дресс–код для сотрудников актуален все 12 месяцев". В банке присутствуют стандартные требования к внешнему виду сотрудников в финансовых организациях: деловой костюм, закрытая обувь и аккуратная прическа.
"Хоум Кредит банк отказался от тотального дресс–кода еще в 2015 году. Деловой стиль сохранился только для сотрудников, которые работают напрямую с клиентами, — рассказывает начальник управления стратегических коммуникаций банка Ирэн Шкаровская. — Если летом, в жару, сотруднику удобнее носить шорты, то зачем ему это запрещать? Дисциплина и результативность работника не зависят от того, носит он костюм или нет".
"У нас нет строгого регламента, предписывающего, что носить летом, а что зимой, — рассказывает Юлия Байдак, менеджер по трудовым отношениям "ИКЕА". — Но есть правила — у каждого отдела своя униформа. Это рубашки с длинным и коротким рукавом, футболки для теплого времени года, а для более холодного — жилеты или жакеты, которые легко сочетаются с футболками и рубашками".
Сотрудники сами решают, что им сегодня надеть — футболку или рубашку, брюки или юбку. Их в нужных для того или иного отдела цветах предоставляет сотруднику работодатель. Директора магазина введенный дресс–код тоже касается: он, как и его сотрудники, обязан выходить на работу в корпоративной одежде.
Такая же история с сотрудниками магазинов "Лаш Раша": за счет того, что сотрудники сами выбирают тип футболки / блузки / рубашки, они остаются комфортно одетыми и в холод, и в жару.
Дмитрий Азаров, генеральный директор и совладелец "Лаш Раша" (Lush Russia), поясняет: "Летом у продавцов наших магазинов сохраняется все тот же дресс–код, что и в другое время года, фирменный фартук и определенные цвета одежды".
Оставьте их в худи
Эксперты уверяют, что дресс–код постепенно утрачивает актуальность даже для сотрудников отделов по работе с клиентами. Общение чаще переносится в Интернет, переговоры проводятся в Skype. В этом случае ни контрагенту, ни работодателю неважно, какого цвета и покроя у сотрудника штаны.
"Отдельным сотрудникам на определенных позициях дресс–код в деловом или smart–casual стиле, конечно, нужен, но успешный менеджер и сам сможет одеться в соответствии с ситуацией, — считает Наталья Толмачева, директор по организационному развитию департамента E–commerce "220 Вольт". — Поэтому мы относимся к одежде демократично". Втиснутые в непривычную для них одежду и лишенные возможности выразить свою индивидуальность, специалисты скорее будут чувствовать себя некомфортно и неуютно, раскрыть свои способности в такой обстановке им будет сложно, уверена Наталья Толмачева: "Если им удобнее работать в худи и джинсах, просто оставьте их в покое".
Pro и contra
По мнению Ирэн Шкаровской, форма ни к чему не приучает, ни от чего не отучает и ни на что не влияет. "Капроновые колготки в жару или строгие костюмы и платья вряд ли положительно влияют на эффективность сотрудников", — считает Виктория Кулибанова, генеральный директор агентства Spice Media. Инна Макаренко с ней не согласна: "Кому, например, вы бы доверили свои деньги для размещения — опрятному сотруднику в деловом костюме или тому же человеку, допустим, в рваных джинсах? Мне кажется, ответ очевиден: работники банка должны соблюдать деловой стиль в одежде". Если сотрудники компании представляют собой лицо и имидж всей организации, то в банке, считает специалист, они еще и олицетворяют стабильность и надежность. "Впрочем, в сегодняшних реалиях возможны варианты и послабления в сторону business casual", — считает она. "Внешний вид сотрудников влияет на восприятие покупателем бренда в целом, — согласен Дмитрий Азаров. — Приятно ли клиенту общаться с сотрудниками? Видит ли он в них профессионалов? Захочет ли вернуться? Все это в конечном итоге влияет на эффективность работы компании, поэтому дресс–код для нас очень важен".
Дресс–код может повлиять не только на деловой настрой и корпоративный дух сотрудников, но и на поведение клиентов, а это, в свою очередь, напрямую повлияет на результаты работы фирмы, считает генеральный директор Tourex Илья Отькало.
"Всеобщий дресс–код может только навредить, — спорит Наталья Толмачева. — Некоторые работодатели аргументируют жесткие требования якобы положительным влиянием на корпоративный дух или сплоченность коллектива. Это очень сомнительно: сотрудники, которых буквально заставляют носить одежду, не соответствующую их стилю и характеру работы, не оценят такого "принуждения к сплоченности" и будут с завистью смотреть на своих коллег из более демократичных компаний, мечтая о футболке".
Чем выше, тем строже
"Как правило, чем выше статус организации, тем строже дресс–код. В банках, управляющих компаниях крупных холдингов, представительствах западных и транснациональных компаний требования к форме одежды традиционно будут достаточно жесткими, — поясняет Наталья Сторожева. — Менее строгого дресс–кода придерживаются, например, некрупные фирмы консалтингового, финансового, юридического направлений работы, торговые и дистрибьюторские компании, сфера услуг". Впрочем, считает Наталья Сторожева, разговоры о соблюдении дресс–кода летом стоит заводить, только если в офисе есть кондиционер.