15:4120 июня 201615:41
735просмотров
15:4120 июня 2016
В очередной раз власти страны собираются пересмотреть финансовые отношения центра и регионов. Метания продолжаются уже много лет, и этот вопрос можно переносить в категорию вечных для России. Ведь написать реально работающую новую концепцию означает придумать государство заново.
В России есть несколько вечных вопросов, поиск ответов на которые отнимает немало времени как у властей, так и у граждан. Кто виноват, что делать, почему у нас такая футбольная сборная и справедливы ли отношения между центром и регионами? Ответ на последний вопрос, в принципе, лежит на поверхности — нет, несправедливы. Во всяком случае именно к этому выводу раз за разом приходят не какие-нибудь эксперты, а сами руководители страны.
Сейчас вот к этому выводу пришла спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Пришло, заявила она, время менять основы региональной политики. "Мы считаем, что нужно менять концепцию межбюджетных отношений, — рассказала она в интервью ОТР. — На сегодня 35% всех доходов остается в регионе, а 65% уходит в федеральный бюджет. Это неправильно".
По мнению Валентины Матвиенко, в таких условиях губернаторы теряют мотивацию к развитию. Нельзя сказать, что это свежая мысль. За последние 15, если не больше, лет примерно раз или два в год обязательно кто-нибудь поднимается и говорит: регионы не развиваются! Центр должен дать им больше самостоятельности и денег. Собираемых самими же регионами. Нет недостатка в законопроектах, поступающих в Госдуму от региональных парламентов, — все они так или иначе касаются перераспределения доходов. Кремль видит и слышит это.
На излете своего президентского срока, в 2011 году, и Дмитрий Медведев, выступая, кстати, на таком же Петербургском экономическом форуме, как тот, что завершился на днях, уверенно заявил: существующая система распределения доходов между федеральным центром, регионами и муниципалитетами, неоптимальна. И сразу две рабочие группы, под руководством вице-премьеров Александра Хлопонина и Дмитрия Козака, приступают к разработке новой системы.
Группа Хлопонина довольно быстро предложила, например, передать в регионы акцизы на алкоголь, бензин, табак и прочее, а также увеличить их долю в налоге на прибыль. За 5 лет пройден большой путь — недавно президент предложил перечислять регионам половину топливных акцизов, а Министерство финансов уже не исключает передачи части доходов от акцизов на алкоголь.
Зато был принят, например, закон о налогообложении интегрированных бизнес-групп, пробивший бреши в сборе налога на прибыль во многих субъектах Федерации. А Владимир Путин, едва став президентом, торжественно водрузил на плечи губернаторов новые социальные обязательства, из-за чего региональные бюджеты влезли в долги, и теперь правительство думает, что с этим делать. Большинство трансфертов по-прежнему распределяются федеральным центром вручную, главными донорами для бюджета по-прежнему выступают всего три региона.
Постоянно рассуждать о том, что регионы должны развиваться сами, и при этом поступать наоборот — это уже даже не смешно, это тоскливо. Путин грозит отставками губернаторам, не поддерживающим развитие бизнеса, но скоро уже отставка будет казаться меньшим злом, нежели постоянное ощущение пребывания в соковыжималке.
С другой стороны, не вполне понятно, чем недовольна Валентина Матвиенко. Официальной позицией высшего руководства, кажется, считается отсутствие глобальных проблем. Ведь экономика полностью адаптировалась к новым экономическим условиям, именно это мы регулярно слышим и от президента, и от членов правительства. Даже и министерство целое для регионального развития создавали, но распустили 5 лет назад за ненадобностью. Непонятно, за счет чего она собирается поменять систему, — разве только бросить регионы на произвол судьбы, объявив, что сокращение трансфертов и есть реформа.
Может быть, наоборот, отсутствие подвижек говорит о том, что мы наконец пришли к той самой идеально сбалансированной суверенной и вертикальной модели, и теперь остается только созерцать и смотреть, чем дело закончится.
Написать новую концепцию отношений центра и регионов — такую, которая реально бы сработала, — означает написать концепцию государства заново, практически с нуля, а это просто-напросто страшно. Строго говоря, не должна быть корректной сама постановка вопроса о каком-то особенном отношении "центра к регионам" в формально федеративном государстве. Как и, например, вечная муниципальная реформа, такая реформа обречена быть горячей картошкой в руках министров. Какие бы предложения ни вносились, они всегда будут в последний момент резаться с тем, чтобы реальные полномочия оставались в центре, так как управляемость и зависимость регионов для Кремля важнее всего прочего. Путин вряд ли забыл, какую силу на рубеже веков представляла составленная губернаторами партия "Отечество — Вся Россия". Хотя никем и не доказано, что победи она тогда — и дела были бы хуже.