На ОАО "Тосненский механический завод" завершается модернизация стоимостью 500 млн рублей, которая позволит увеличить мощности вдвое.
Модернизация, начатая на Тосненском механическом заводе (ТоМеЗ) в 2013 году, завершается в текущем году.
В ее рамках за счет собственных и заемных средств на предприятии расширены складские помещения, установлено новое оборудование (в том числе новые установки по резке металла, новый покрасочный цех, новые станки), которое позволит повысить качество продукции. А также при необходимости увеличить объем выпуска до 500 машин в год и расширить ассортимент.
ТоМеЗ производит комбинированные дорожные машины (КДМ) — 250 единиц в год. Оборот компании за прошлый год составил 1 млрд рублей. По оценке генерального директора ОАО "ТоМеЗ" Антона Селедцова, компания занимает 12,5% на российском рынке КДМ.
Компания выпускает 15 машин на базе различных самосвалов (КамАЗ, МАЗ, Volvo). Каждая машина оснащается навесным оборудованием — снегоочистительными отвалами, распределителями противогололедных материалов, поливомоечным оборудованием. ТоМеЗ производит навесное оборудование и для собственных, и для сторонних машин. Покупатели КДМ и навесного оборудования — это в основном госструктуры, которые занимаются обслуживанием и содержанием дорог.
С 2012 года завод входит в федеральный холдинг "Коминвест–АКМТ", работающий в сфере производства коммунальной техники. Согласно СПАРК, выручка головной компании, ЗАО "Коминвест–АКМТ", за 2014 год превысила 8 млрд рублей.
Падающий спрос
До 2015 года, по оценке экспертов, емкость рынка КДМ в России составляла около 2 тыс. машин в год. Однако сейчас расходы на содержание трасс в регионах сокращаются. И рынок уже в этом году может просесть на 20 –30%. В России крупнейшими производителями КДМ являются ОАО "Завод КДМ им. М. И. Калинина" (Смоленск), Мценский завод "Коммаш", Арзамасский завод "Коммаш", ТоМеЗ, "Меркатор–Сервис СТ" (Смоленск) ООО "Меркатор–Калуга", ОАО "КОРМЗ" (г. Кемерово).
Ситуация на рынке сложная: регионам и дорожным компаниям из–за недостатка финансирования теперь требуется все самое дешевое и простое, вопрос качества на втором плане, говорит Антон Селедцов. При этом парк КДМ в стране изношен более чем на 60%. "Поэтому дальнейшего падения спроса не будет", — прогнозирует гендиректор ТоМеЗ.
Другие участники рынка тоже отмечают, что продажи КДМ просели. Заместитель коммерческого директора Мценского завода "Коммаш" Александр Мозгунов отметил, что в настоящее время из–за падения спроса завод работает вполовину своих мощностей (ранее 150 машин в год).
А руководитель отдела маркетинга ООО "ТК "Коммаш–ГРАЗ" (представительство арзамасского завода) Елена Хаханина отмечает, что за прошлый год уменьшились продажи КДМ для обслуживания городских улиц в различных регионах. Значительного сокращения спроса на КДМ со стороны Росавтодора не было. Ожидается также, что закупки КДМ могут увеличиться в связи с подготовкой к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года. "Конкуренция на рынке велика. Компании могут привлечь клиента, предлагая машины различной комплектации по минимальной цене. Кроме того, есть спрос на переоборудованные машины, на которых меняется вышедшее из строя навесное оборудование", — говорит Елена Хаханина.
Дорогие дороги
Несмотря на то что Минтранс сокращает финансирование строительства дорог (до 500 млрд рублей в 2016 году против 529 млрд в 2015–м), затраты на содержание и ремонт дорог в 2016 году увеличены на 23 млрд рублей.
Затраты бюджета Петербурга на содержание дорог в 2016 году выросли на 0,2 млрд рублей, до 6,7 млрд рублей.