Промышленники испытывают проблемы с внедрением инновационных разработок. Потенциальные заказчики либо не знают о появлении новых продуктов, либо не доверяют отечественным инноваторам.
Петербург вошел в тройку регионов — лидеров по развитию инновационной промышленности. По размеру государственных вложений в научные и инновационные разработки Северная столица занимает второе место после Москвы и первое по объему субсидий на развитие промышленности, полученных из бюджета РФ (2,8 млрд рублей из общего фонда 20 млрд).
В итоге в Петербурге растет число промышленных разработок: в 2015 году было зарегистрировано на 4% больше новых патентов, чем в 2014–м, в то время как в Москве этот показатель упал на 22%.
Инновационная отдача
По данным
Смольного
, более 80% всех инноваций в Петербурге приходится на промышленность. Доля инновационной продукции в общем объеме товаров обрабатывающих производств за последние 10 лет выросла в 5 раз — с 3 до 15%. А к 2020 году должна увеличиться до 20%.
"В 2015 году в Петербурге открылось 10 крупных и около 300 малых предприятий. В 2016–м будет не меньше. Большая часть предприятий из высокотехнологичных отраслей. Это фармацевтика, радиоэлектроника, IT, автопром, машино– и судостроение. Именно они сегодня наиболее энергично развиваются", — говорит глава комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин.
По его словам, город ежегодно вводит новые меры господдержки инноваций. В этом году создан Фонд развития промышленности, он уже принял около 20 заявок на получение кредитов на сумму свыше 2 млрд рублей. Фонд будет кредитовать промышленников, которые строят новое производство или модернизируют старое. Займы до 100 млн рублей предоставляются на 5 лет под 5% годовых с трехлетней отсрочкой возврата основного тела займа.
В этом году город в третий раз проводит конкурс инновационных разработок с призовым фондом 6 млн рублей (на 1 млн рублей больше, чем в 2015–м).
Государственные стимулы дают результат: ежегодно в Петербурге регистрируется 2,2 тыс. новых патентов на изобретения, подсчитали в InfoLine. Большинство из них в сферах IT, фармацевтики и медицине. Так, компания "ПРВмедиа" разработала кроссплатформенную технологию для создания интернет–радио и интернет–телевидения. Фирма "ПарсекЛаб" создала комплексное решение для диагностики мутаций генов, связанных с развитием тяжелых наследственных заболеваний. "БиоВитрум" предложил программно–аппаратные комплексы для хранения и анализа микропрепаратов тканей человека и животных. А "СмС тензотерм Рус" запатентовала новые тензорезисторы для разных отраслей промышленности.
Заказчики не знают
Промышленники отмечают: разработка инновационных продуктов идет активно, а вот с их внедрением возникают сложности. "Наши тест–системы для генетической диагностики муковисцидоза очень востребованны. Но массовый переход на принципиально новый метод диагностики может занять годы", — говорят в ГК "Алкор Био". Система здравоохранения консервативна: для получения заказов нужно, чтобы на это было предусмотрено финансирование, а также чтобы продукция была апробирована.
В BIOCAD (разработала первый российский оригинальный препарат пегилированного интерферона альфа для лечения хронического гепатита С) сообщили: для внедрения многих разработок необходимо государственное финансирование медицинских программ, а во многих регионах его нет. "Это основная трудность, с которой мы сталкиваемся", — констатируют в BIOCAD.
Проблема и в том, что потребители не знают о появлении новых продуктов, сетуют производители. А затраты на продвижение инновационных разработок на рынке и внедрение их в серийное производство обычно намного выше, чем на саму разработку. Пока предприятие не накопит солидный портфель заказов, такие затраты ему не по карману. Получается замкнутый круг.
Многие заказчики просто не хотят пробовать что–то новое, утверждает Вадим Петров, гендиректор ООО "Степмотор" (разработка и производство электронного оборудования). "В электронике все знают главных производителей: Fanuc, Siemens, Mitsubishi. Когда видят отечественные разработки, априори считают их хуже даже китайских", — признает он.
Как считают в НПП "Марс–Энерго" (разработало энерготестер для измерения показателей качества электроэнергии), государство должно либо само формировать заказ на инновационную продукцию, либо стимулировать потенциальных заказчиков выбирать российские разработки. "Сложно прогнозировать, как будет продвигаться наша продукция: в основном наши заказчики — госструктуры. А они строят бюджет на несколько лет вперед", — резюмируют в "Марс–Энерго".
“
Российская инновационная промышленность очень конкурентоспособна. Если предприятие будет соблюдать три условия: закупать хорошие станки, обеспечит современный дизайн продукции и высокую культуру производства, — проблем с внедрением выпускаемых товаров не будет. Я знаю много случаев, когда наши предприятия оттесняли зарубежных конкурентов, например ту же Siemens, предлагая продукцию в 3 раза дешевле, не уступающую по качеству. Если будет политическая воля, то наша промышленность сможет занять не менее 65% рынка.
Дмитрий Давидович
заместитель генерального директора ООО "ЛПМ–Комплекс"
“
Для продвижения инновационной продукции нужен комплексный подход государства по выявлению на нишевых рынках спроса на те товары, которых нет на рынке, и координации производителей, готовых этот спрос удовлетворить. Сейчас эта работа в самом начале. Для этого правительство РФ создало специальную структуру — Национальную техническую инициативу. Пока выявлением этого спроса занимаются сами производители, это разрозненная деятельность. Государство в основном сосредоточено на социальных отраслях: фармацевтика, продукты питания.
Владимир Савельев
генеральный директор ООО "ПРВ медиа"