Президент поручил срочно вывести из тени "гаражную экономику": из-за низких цен на нефть эта проблема стала критичной. Решить ее может долгий льготный налоговый режим и упрощение регистрации, но предприниматели ждут скорее кнута, чем пряника.
Президент России Владимир Путин потребовал вывести так называемую гаражную экономику из тени. Об этом сообщает Bloombеrg со ссылкой на участников закрытого совещания у президента с министрами, советниками и региональными чиновниками.
Из-за низких цен на нефть доходы бюджета резко уменьшились, и в такой ситуации миллионы неучтенных работников и миллиарды невыплаченных налогов теневой экономики представляют собой огромный ресурс для государства. В связи с этим президент потребовал представить варианты решения вывода "гаражной экономики" из тени. Конкретных решений пока представлено не было, Кремль требование президента к кабинету министров оставил без комментариев.
"Непонятно где и чем"
О критическом уровне теневой экономики России экономисты говорят давно. Укрупнению и развитию теневого сектора способствуют кризисные состояния экономики. В такие периоды усиливается давление на бизнес, уровень жизни падает и часть населения, которая ориентирована на получение доходов любым доступным способом, растет.
Читайте также:
Владимир Путин
Путин объяснил драки в парламенте
Если на заседании обсуждался теневой сектор в целом, то есть любой незарегистрированный бизнес и все неофициальные доходы населения, зарплаты "в конвертах", то это должна быть действительно масштабная реформа. По данным Высшей школы экономики на начало 2015 года, количество занятых в теневом секторе экономики России составляет 17-18 млн человек. Вице-премьер Ольга Голодец в 2013 году и вовсе говорила, что, по ее словам, "непонятно где и чем" заняты в России около 38 млн человек.
Согласно результатам майского исследования
РАНХиГС
, постоянные или временные неофициальные заработки имеют около 30 млн россиян, это около 40,3% экономически активного населения России. Для 8,7 млн россиян, или 11,7% экономически активного населения, такая форма занятости является единственной. Около 28% россиян получают неофициальную часть зарплаты "в конвертах". При этом продуктами и услугами теневого рынка, по данным того же исследования, пользуется половина населения страны. Самыми востребованными, согласно опросу РАНХиГС, являются услуги таксистов, автомехаников и врачей.
Bloomberg также пишет о том, что около 40% населения занято в теневом секторе. Для сравнения: согласно статистике Евростата, в среднем для ЕС в 2012 году показатель составлял около 15% с максимальными показателями в Болгарии, Литве, Румынии (около 30%) и минимальными в Австрии, Люксембурге, Нидерландах.
Механики и ветеринары
В качестве участников "гаражного бизнеса" Bloomberg упомянуты механики и строители, а также зубные врачи и ветеринары. В то же время, по словам аналитиков и предпринимателей, пока неясно, что именно подразумевается под "гаражной экономикой". Если имеются в виду только небольшие незарегистрированные предприятия, которые работают в сфере ремонта, авторемонта и медицины, то вряд ли налоги таких предприятий будут иметь большой вес в масштабах доходов бюджета.
По оценке председателя правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Сергея Федорова, к "гаражной экономике", по поводу которой состоялось закрытое заседание, можно отнести прежде всего сервисное обслуживание и мелкую розницу. "В 2003 году около 75% мелкой розницы "сидело" в теневом секторе, а в 2008 году осталось всего 15-20%. За 5 лет мы вывели этот сектор из тени, но потом дружно загнали обратно", — говорит Сергей Федоров. По словам вице–президента Санкт–Петербургского союза предпринимателей Сергея Дмитриенко, "гаражная экономика" — это прежде всего прямые услуги от человека к человеку, к примеру, станции автосервиса: "Такие организации предоставляют полноценные рабочие места и постоянный заработок. Но нет никаких гарантий, что завтра после ремонта машины в таких незарегистрированных организациях не произойдет ДТП".
Одной из первоначальных мер может стать дальнейшее упрощение регистрации малого бизнеса, считает Сергей Дмитриенко. Регистрация в связи с введением патентного законодательства уже упрощена, и именно в связи с этим, по его оценке, доля теневого сектора снижается. "У нас нет достоверной статистики по доле теневого сектора в экономике, однако, по моим интуитивным ощущениям, в последние годы она снижается. Мы видим, что в Союз предпринимателей обращаются все больше мелких предприятий, мастерских на два-пять человек. Мне кажется, необходимо проанализировать количество операций, которые совершает конкретный получатель патента, чтобы понять, каким образом лучше упростить регистрацию", — говорит Сергей Дмитриенко.
"Я поддерживаю правительство в его желании вывести 40% населения на чистую воду. Но для того, чтобы выводить из теневого сектора, выбран не самый лучший период времени. Жесткие меры могут закончиться потерей рабочих мест, — полагает Сергей Федоров. — Необходим длительный плавный процесс улучшения инвестиционной привлекательности и условий для малого бизнеса. Также необходимо привести в порядок функционирование естественных монополий, наладить защиту частной собственности".
"Сейчас в рамках этой проблемы часто обсуждают даже возможность вернуть статью за тунеядство из советского законодательства, но я не сторонник таких крайних мер, — комментирует президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Владимир Катенев. — Мне кажется, может помочь минимизация наличного денежного оборота и увеличение доли безналичных расчетов, в идеале переход на безналичные расчеты, таким образом можно будет контролировать денежные поток". Вместе с тем, по его мнению, полностью вывести "гаражную экономику" из тени невозможно: все равно останутся расчеты, которые нельзя будет проконтролировать.
Никакие жесткие запретные меры не выведут бизнес из тени, так как в большинстве случаев предпринимателю будет проще закрыть дело, чем соблюдать все законодательные нормы, солидарен финансовый аналитик ИК "Доходъ" Владимир Киселев. "Главной задачей правительства в России должно являться создание таких условий, чтобы бизнесмен не боялся официально регистрировать свое дело и платил заработную плату не "в конверте". Для этого необходимо отменить все возможные механизмы регулирования и проверки экономической деятельности, ввести максимально долгий и максимально возможный льготный налоговый режим", — полагает эксперт.
"В каких-то случаях эффективными могут быть налоговая амнистия или другие послабления, которые бы делали целесообразным и безопасным выход "из тени", — считает территориальный директор "БКС Премьер" Вадим Исаков. — Немаловажно также стимулировать рост финансовой грамотности. Например, человек, получающий зарплату в конверте, должен четко понимать, как это аукнется ему в будущем в плане пенсионного обеспечения. Наконец, мировой опыт показывает, что для сокращения теневого сектора необходимо стимулировать наращивание доли безналичных расчетов в экономике: безналичные операции практически невозможно скрыть (если не брать в расчет криптовалюты). Борьба же с криминальным сегментом теневой экономики — это как раз тот случай, где должны применяться максимально жесткие меры."