В России набирает популярность фудшеринг – проект, в котором волонтеры помогают магазинам и заведениям общепита передавать нераспроданный товар тем, кому он действительно нужен. В Петербурге в нем принимают участие уже 2,5 тыс. организаций.
Фудшеринг придумали немецкие активисты в 2012 году. Летом 2015 года дизайнер Анна Кирилловская через социальную сеть "Вконтакте" организовала проект в Петербурге. За год существования количество участников увеличилось с 300 до 2,5 тыс., и проект продолжает развиваться.
В основном фудшерингу отдают продукты, которые нельзя продавать, но вполне можно есть на следующий день. "Мы ищем организации, опираясь на районы, где у нас уже налажена работа волонтеров, — рассказывает Анна Кирилловская. — У нас есть специальная карта, на которой отмечен каждый фудсейвер. Кто-то связывается с нами сам, как, например, кафе "Рада и Ко". Владельцев давно мучила проблема остающейся еды, и они довольны, что теперь еда не попадает на помойку". Но, по словам Анны Кирилловской, пока что две трети партнеров фудшеринга связаны с экологически ориентированным бизнесом или вегетарианством. Например, компания "Сойко", специализирующаяся на производстве и продаже продуктов из сои, отдает до 80 кг окары в день. Это соевая масса, остающаяся после получения молока, которая может быть использована в любом блюде, от супа до выпечки. "У нас есть разрешение на производство и продажу окары. Но покупатели в России еще не готовы к такой новинке, — комментирует руководитель "Сойко" Фред Ужицкий. — Чтобы стимулировать интерес, мы раздавали окару своими силами. Благодаря активистам фудшеринга этот процесс стал организованным".
Трудности передачи
Сеть волонтеров еще не позволяет фудшерингу сотрудничать с крупными сетевыми магазинами, а маленькие розничные точки на контакт идут с большой опаской. Списанному товару все-таки мешает найти своего потребителя несколько причин.
В первую очередь владельцы торговых точек жалуются на непроработанность законодательной базы. Согласно закону "Об отходах производства и потребления", право собственности на отходы может быть приобретено другим юридическим лицом на основании сделки. Как временное решение, фудшеринг предлагает заключить договор о дарении. В будущем организаторы планирует оформить проект как НКО.
"Если товар еще не списан, но магазин или ресторан уверен, что не сможет его продать, он может отгрузить его какому-либо юридическому лицу по нулевой цене. Но тогда придется заплатить НДС", — объясняет генеральный директор ГК "Реал" Александр Мышинский.
Сергей Осутин, генеральный директор консалтинговой компании "О.С.В." и член попечительского совета благотворительного движения "Золотой пеликан", уверен, что ситуацию можно улучшить: "Поправки в налоговое законодательство вносятся по сто раз в год. Надо только, чтобы законодатели, которых мы скоро будем избирать, подумали о нуждающихся людях".
Не в деньгах дело
Фудшеринг — это все-таки благотворительность, а не экономия бюджета, говорят специалисты. Оставшуюся еду всегда готовы принять в благотворительной общественной организации "Ночлежка". Волонтеры раздают в ночном автобусе и консультационной службе организации хлеб, который на регулярной основе отдают им пекарни "Буше", "Барон" и "Месье Патиссье".
"То, что отправляем ребятам в "Ночлежку", не уменьшает расходы на вывоз и утилизацию мусора, — подтверждает Татьяна Тангишева, менеджер по корпоративной культуре и внутрикорпоративным коммуникациям компании "Буше". — Как у обычных лиц в квитанции за квартплату есть строчка вывоза мусора, так она есть и у нас, только больше. Сумма фиксирована и зависит не от объема, а от месторасположения розничной точки".
Владелица кондитерского производства "Кусочек счастья" Лана Казновская тоже считает, что фудшеринг никак не отражается на экономических показателях заведений. В качестве главного плюса проекта Лана называет моральное удовлетворение: "Как руководителю мне приятно, что труд моих сотрудников не пропадает даром".
Кто будет следить
Еще одна проблема, задерживающая развитие проекта, — вопрос контроля. Не ясно, кто должен следить за тем, действительно ли компания передает товар на благотворительность или прикрывает таким образом хищения на производстве? "Проверить, а не специально ли шеф-повар испортил продукт, очень трудно. Поэтому, чтобы не вводить в соблазн ни себя, ни персонал, проще выбрасывать остатки, — говорит ресторатор Александр Затуливетров. — На мой взгляд, плюс фудшеринга только в пиаре. Но на деле эта идея плохо осуществима. В 1995 году Бродер Дреес, владелец знаменитого ресторана "Чайка" на канале Грибоедова, первым стал один раз в неделю кормить бомжей. Я пытался повторить эту практику в "Мыженаты", но против тусовки контингента возле нашего помещения взбунтовались соседи".