Долгострои Петербурга стоят больше 80 млрд рублей

"ДП" составил список инфраструктурных долгостроев Петербурга. Они вряд ли могут составить конкуренцию "Зенит-арене", но достройки ждут годами, пока подрядчики банкротятся и сменяют друг друга.

Пока вся страна обсуждает скандальную стройку "Зенит-арены", которая, похоже, в очередной раз продлится дольше заявленных сроков, "ДП" составил список других городских долгостроев. Помимо всем известного стадиона, в городе дожидаются хоть какого-то финала дороги, развязки, социальные объекты и инвестиционные проекты.
В большинстве случаев речь идет о строительстве за счет бюджета. Стройку замораживают из-за банкротства подрядчика или из-за того, что он не соблюдает сроки работ. После этого выбирают нового подрядчика и заключают с ним контракт на достройку. Этот процесс может занимать больше года.
Строительство технопарка "Ингрия" задумали в 2007 году и постоянно рапортовали о том, что оно откладывается, но обязательно начнется. В результате пару лет назад пообещали запустить технопарк в 2016 году. Начало строительства неоднократно откладывалось из-за конфликтов с местными жителями и университетом имени Бонч-Бруевича. Но и когда конфликты разрешили, стройка не началась.
В рамках строительства технопарка недалеко от станции метро "Дыбенко" должно быть застроено около 30 га земли, которая до сих пор стоит огороженной. Ожидалось, что там откроются филиалы таких международных корпораций, как Microsoft и IBM, а также различные лабораторные и учебные центры, жилье и гостиницы. Общий объем инвестиций оценивался в 30 млрд рублей, из них 70% составляли бы частные инвестиции.

Пробивка Финляндской улицы в Колпино

В феврале Смольный расторг контракт с компанией "Стройновация" (входит в группу "Сумма" Зиявудина Магомедова) на пробивку Финляндской ул. в Колпино за 2 млрд рублей. В комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) пояснили, что "Стройновация" не уложилась в сроки.
Конкурс заново объявят весной на сумму, близкую к первоначальной. Ранее завершить работы собирались до конца 2016 года. В качестве аванса компания получила 140 млн рублей. Подрядчик подготовил проект и проложил канализацию на 36 млн рублей, а остальные деньги вернул по банковской гарантии, пояснили в КРТИ.

Поклонногорская развязка

Достройка многострадальной Поклонногорской развязки за 1,5 млрд рублей попала в руки компании "Возрождение" Игоря Букато, которая до этого за 330 млн рублей консервировала эту же стройку за обанкротившимся подрядчиком "Мостоотряд №19".
Путепровод в створе Поклонногорской улицы строится с 2012 года. Уже тогда он был остро необходим для нормальной связи Приморского и Выборгского районов. Сейчас в районе так и не построенной развязки ежедневно скапливаются внушительные пробки. По оценкам экспертов, после достройки путепровода его загрузка составит до 200 тыс. машин в сутки.
Стоимость работ изначально составляла 1,9 млрд рублей. Генподрядчик "Мостоотряд №19" получил 1 млрд рублей и обанкротился, выполнив половину контракта. Гарантию компании выдавал банк "Санкт-Петербург", но выплачивать более 500 млн рублей по ней отказался, и КРТИ подал иск в суд. Разбирательства продолжаются до сих пор. Причем выяснилось, что "Мостоотряд №19" тратил аванс, выданный под развязку, на другие объекты. В частности, деньги шли на финансирование работ на "Зенит-арене".

Корпус больницы в Колпино

Городскую больницу №33 на Павловской улице в Колпино должны достроить за 1 млрд рублей. Стройку нужно будет завершить до конца 2017 года. Корпус больницы строят с 2013 года, а открыть собирались до конца 2015 года. Однако подрядчик "Ленпромстрой" работы практически не вел. При этом контракт с ним расторгли лишь незадолго до декабря 2015 года. К этому моменту компания выполнила работы на 164 млн рублей из 1,1 млрд рублей первоначальной цены контракта: оборудовала стройплощадку и начала строить цокольный этаж.

Синопский тоннель

Смольный выбрал подрядчика для достройки тоннеля-долгостроя на Синопской набережной за 1,1 млрд рублей. Строительство тоннеля на Синопской набережной планировали с 2011 года. Осенью 2012 года был объявлен конкурс на 1,3 млрд рублей, работы начались в декабре 2013 года. Открыть движение планировали летом 2014 года.
Генподрядчиком выступало московское НПО "Космос", работавшее на рынке 20 лет. Однако компания начала банкротиться. Контракт с ней разорвали, объявили новый конкурс на 1,1 млрд рублей с завершением работ в 2015 году. Заявку на новый конкурс подал только "Мостострой № 6" — на тот момент крупнейший подрядчик, который рядом реконструировал набережные Обводного канала для организации транспортного обхода центра (ТОЦ). Однако и у этой компании начались проблемы, в 2015 году она начала банкротиться и остановила все свои работы.

Арбитражный суд

Подрядчика для строительства здания арбитражного суда на улице Смольного, 6, выбирают в режиме секретности. Детали конкурса защищены государственной тайной. Однако известно, что работы обойдутся в 1,1 млрд рублей.
Строительство здания началось еще в 2012 году, но до сих пор не завершено. Генподрядчиком выступала еще одна обанкротившаяся компания — "Мостострой №6". Новый подрядчик будет завершать работы за ней. Недавно отдельным конкурсом разыграли 5,9 млн рублей на монтаж скульптуры богини правосудия Фемиды почти за 6 млн рублей. Финансировать достройку будут из федерального бюджета.

Обводный канал

В случае со стройкой на набережной Обводного канала в долгострой превратились два участка. За достройку участка от Атаманского моста до протоки Французский ковш выделили 468 млн рублей. Работы на набережной Обводного канала в районе Французского ковша идут с 2014 года. Генподрядчиком стройки был "Мостострой №6". Компания освоила чуть более 1 млрд из 1,5 млрд рублей стоимости контракта и обанкротилась.
Изначально движение по набережной собирались открыть летом 2016 года. По условиям нового конкурса подрядчик должен завершить работы к середине 2017 года. В цену контракта включили и затраты на корректировку рабочей документации. Она может понадобиться, поскольку стройка превратилась в долгострой.
Обанкротившийся "Мостострой №6" работал и на соседнем участке Обводного канала. Этот контракт объемом 3 млрд рублей ДТС пришлось расторгать через суд. Конкурс на достройку еще не объявлен.

Развязка на Пискаревском

Развязка на пересечении Пискаревского проспекта и проспекта Непокоренных также была объектом, где работал "Мостострой №6". По условиям конкурса дорогу должны достроить теперь к лету 2017 года за 640 млн рублей.
Проспект Непокоренных и Шафировский проспект связывают Красногвардейский, Калининский и Выборгский районы, а также обеспечивают для автомобилей выезд на КАД. Изначально строительство развязки оценивалось почти в 3 млрд рублей. Подрядчик начал строить ее в 2013 году.

"Северная корона"

Гостиница "Северная корона" на пересечении набережной реки Карповки и Каменноостровского проспекта была законсервирована в 1997 году. Отель приобрел мистическую ауру в ноябре 1995 года. В недостроенном здании банк "Санкт–Петербург" — тогда владелец проекта — праздновал свое пятилетие с участием известных в городе персон. Среди прочих на мероприятии присутствовал мэр города Анатолий Собчак с супругой. Одним из приглашенных был митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн. Он неожиданно скончался в холле гостиницы. С тех пор это место считают "проклятым" и с этим связывают проблемы всех его многочисленных собственников.
Недавно Госстройнадзор выдал разрешение на строительство жилого комплекса на этом месте. Право на строительство дома получило ООО "Северная корона", связанная с офшором Darth Vader Enterprices Limited. Площадь комплекса составит 33 тыс. м2. Он будет включать в себя 259 квартир, а также подземную парковку. Недостроенную гостиницу снесут. ООО "Северная корона" стало собственником этого участка в 2000-х годах. Сроки начала сноса отеля, строительства дома и его сдачи неизвестны.
Гостиница строилась югославской фирмой с 1988 года, но в июле 1992 года были введены экономические санкции в отношении Югославии и контракт стал недействительным. За 2 года оставшееся на стройплощадке оборудование и техника компании пришли в негодность. Позже отель пытался достроить банк "Санкт-Петербург", однако банк продал здание отеля.

"Зенит-арена"

Главный городской долгострой — стадион на Крестовском острове. Стадион строится с 2008 года на месте стадиона имени Кирова. Изначально стоимость строительства оценивалась в 13 млрд рублей. После госэкспертизы проекта, которая прошла в том же 2008 году, строительство оценили в 23,7 млрд рублей. После приведения стадиона в соответствие с требованиями FIFA в 2013 году стоимость строительства выросла до 34,9 млрд рублей. Весной 2016 года депутаты Законодательного собрания одобрили выделение еще 4,3 млрд рублей из-за инфляции.
По контракту компания должна завершить строительство объекта до конца этого года.