Омбудсмен Татьяна Москалькова посетила Петербург, чтобы проверить подготовку к выборам. Ей показали умиротворяющую картину, но едва за омбудсменом закрылась дверь, как в Горизбиркоме начались бурные скандалы.
Уполномоченная по правам человека в РФ Татьяна Москалькова 2 дня разбиралась в ситуации вокруг выборов в Петербурге. Инспекция омбудсмена — важный эпизод в избирательной кампании, ведь, по идее, на этот институт наряду с Центризбиркомом все участники выборов должны возлагать надежды о "справедливом и легитимном", как любят говорить чиновники, процессе голосования и атаковать жалобами.
Омбудсмен посетила
Горизбирком
, а накануне вечером провела встречу с председателем Законодательного собрания Вячеславом Макаровым. Ничего нового к многократно сказанному она не добавила, заявив, что "нарисованные результаты" в Москве никому не нужны и выборы должны пройти легитимно и честно. "Каждый совершивший нарушение должен знать об ответственности. Сейчас общество настроено на то, чтобы поднять градус справедливости", — дидактически сообщила она. Жаль, что раньше, как считалось, справедливость обществу не особо была нужна, но, с другой стороны, именно это обстоятельство, видимо, и раскалило общество до нужного градуса.
Омбудсмен рассказала о сотрудничестве с председателем ЦИК Эллой Памфиловой. Они подписали документ о совместной работе по наблюдениям на выборах, информированию россиян об их избирательных правах, проверкам обращений, а также создали горячую линию, на которую смогут обратиться все жители страны. "Есть также специальный отдельный канал для журналистов и канал для наблюдателей", — сообщила Татьяна Москалькова.
"Для омбудсмена очень важно, чтобы на региональном уровне между уполномоченными по правам человека и избирательными комиссиями сложились конструктивные отношения для реагирования на выборах", — добавляет уполномоченная по правам человека. Важное для Татьяны Москальковой решение уже исполнено в Петербурге 18 июля, когда городской омбудсмен Александр Шишлов подписал соглашение с главой Горизбиркома Виктором Панкевичем. Раньше подобных шагов ни на федеральном, ни на региональном уровне никто не делал. Но на этот раз между всеми участниками выборов, как известно, заранее достигнут полный консенсус, так что можно и омбудсменов привлечь для солидности.
"У нас политическая ситуация сейчас спокойная. Отсутствуют какие-то волнения, митинги", — как бы подтвердил эту мысль прокурор Петербурга Сергей Литвиненко. О том, что вечером в этот день должен был пройти несанкционированный митинг против "пакета Яровой", Сергей Литвиненко предпочел не говорить. И омбудсмен после таких слов должна была быть довольной и уверенной в том, что скандалов на выборах в этом городе, скорее всего, не будет.
Однако стоило Татьяне
Москальковой покинуть Горизбирком, как в зале начались ожесточенные споры между "Наблюдателями Петербурга" и председателями территориальных избиркомов (ТИКов). Член Горизбиркома Дмитрий Краснянский сообщил председателям, что наблюдателям нужно обеспечить свободный доступ во все помещения и комиссия не должна препятствовать их хождению по участку. ТИКи моментально возмутились. "У нас огромное количество неадекватных наблюдателей, и если им разрешить ходить по участку, то будет бардак", — заявил один из председателей. "Вы что, предлагаете им наручники надеть?" — парировал председатель ГИК Виктор Панкевич. Ответом была тишина.
Споры возникали абсолютно по каждому пункту. "Вы будете "наблюдать" или "контролировать"? Вы в словах путаетесь!" — возмущались главы ТИКов, откровенно придираясь к словам. "Не надо за нами следить!" — восклицала председатель ТИК №1 в Адмиралтейском районе Ольга Нечаева. К ней у наблюдателей очень много вопросов еще с прошлых выборов, на которых ее обвиняли в многочисленных нарушениях, и организации фиктивного голосования на временных участках. Срок ее полномочий вышел весной этого года, но, несмотря на все протесты, Ольгу Нечаеву переназначили на новый срок.
"Наблюдатели Петербурга" предлагали создать единый порядок опломбирования сейфов с открепительными документами, отметив, к примеру, что в ТИК №16 ящик был опечатан с помощью бумажки, что вызывает настороженность. "Какая моя цель вскрывать этот ящик? Какой смысл?" — восклицала председатель 16-ого ТИКа (Центральный район) Елена Земскова. "У вас, может быть, и никакого, а у злоумышленников есть. В охраняемых помещениях администраций вскрывались ящики с досрочным голосованием, и протоколы переписывались", — жестко ответили наблюдатели. Поднялся шум. Половина председателей ТИКов кричали, что "наблюдатели и есть злоумышленники", а в ответ им припоминали грехи с прошлых выборов — переписанные протоколы, подтасовки, вбросы, кражи урн с бюллетенями, удаление, в том числе силой, наблюдателей и журналистов с участков. "Откуда вы это взяли? Это не факты, это ваши домыслы!" — возмущалась Ольга Нечаева. "Где решения судов?!" — вторили ей коллеги.
Если бы во время этого скандала присутствовала Татьяна Москалькова, возможно, она была бы не так уверена в "спокойной политической обстановке в городе".
В общем, ее визит обернулся живописной иллюстрацией отечественных выборов. На глазах у высочайшей инспекции все участники процесса старательно — и не без успеха — изображали благостную и умиротворяющую картину единого порыва к честности. Но, как только кот вышел за дверь, мыши пустились в традиционный политический пляс. После таких показных выступлений убедить омбудсмена в том, что на самом деле выборы могут быть скандальными и председатели ТИКов совсем не святые люди, будет очень трудно.
А если омбудсмен не будет верить и поддерживать жалующихся на нарушения, смысл ее участия в политическом процессе пропадает совсем. Только если в качестве символа общего спокойствия.