Этой ночью в Петербурге завершилось строительство платной трассы ЗСД — уникального для России примера государственно-частного партнерства. Впереди прием высокопоставленных гостей, сдача в эксплуатацию и тестирование. Открыть проезд обещают в октябре-ноябре.
Этой ночью в Петербурге завершилось строительство единственной в России платной трассы в черте города — Западного скоростного диаметра. Центральный участок обошелся в 128 млрд рублей, из них бюджет выделял 51 млрд рублей. Северный и южный участок за 36 и 47 млрд рублей соответственно уже работают.
Для автомобилистов ЗСД станет доступен не сегодня, а лишь осенью. Впереди еще торжественное открытие, на котором сегодня ждут Владимира Путина и президента Турции Реджепа Эрдогана (в строительстве трассы участвовала турецко-итальянская компания ICA). Стоимость проезда по трассе пока неизвестна. По данным собеседников "ДП", знакомых с ходом строительства ЗСД, проезд по всей трассе будет стоить не более 600 рублей.
Но и торжественная церемония — лишь формальность. Необходимо протестировать дорогу и оформить массу документов, прежде чем ООО "Магистраль Северной столицы" (МСС, консорциум, который управляет трассой, в него входят "ВТБ Капитал", Газпромбанк, итальянская Astaldi, турецкие Ictas Insaat и Mega Yapi, кипрская GPB) сможет открыть движение.
Ранее движение собирались открыть в августе и сентябре, рассматривали возможность запустить сквозное движение без возможности съезда. Но сейчас допускают открытие в октябре или ноябре. По контракту, МСС должна завершить работы в III квартале 2016 года, поэтому любой из месяцев условия соглашения не нарушает.
По договору, в течение первых 4 лет работы трассы, до 2019 года, Смольный должен компенсировать убытки МСС. В 2016 году в бюджете города заложено 4,1 млрд рублей на компенсацию. Всего за 4 года планируется выплата 17 млрд рублей. Впрочем, окончательная сумма, по договору, зависит от того, сколько денег трасса приносит по итогам работы за год. Годовой доход от ЗСД, по концессионному соглашению, должен составлять не менее 9,6 млрд рублей. Собственно, разницу с этой цифрой Смольный и должен возмещать концессионеру до 2019 года. В 2020 году ЗСД выйдет на самоокупаемость, и концессионер начнет выплачивать деньги в бюджет. Выплата будет составлять 90% денег, собранных свыше 9,6 млрд рублей.
Соглашение заключено в 2011 году на срок до 2042 года и учитывает среднегодовую инфляцию 5%. Без учета инфляции бюджет должен получать 5,5 млрд рублей, с учетом инфляции — 17 млрд рублей. Так, до 2042 года ЗСД может пополнить бюджет Петербурга на сумму до 380 млрд рублей. Эти цифры указывают на то, что в итоге город и бюджет оказываются в выигрыше, окупают вложенные 134 млрд рублей и получают прибыль.
Этот договор о ГЧП бизнесмены и эксперты считают одним из самых успешных и крупных в России. Его традиционно презентуют на тематических транспортных форумах как пример успешной работы России в сфере ГЧП.
Между тем, в Петербурге планируется строительство "второго ЗСД", платной трассы в створе Фаянсовой и Зольной улиц. Стоимость ее строительства оценивается в 160 млрд рублей. Для проекта сейчас как раз ищут инвестора. Идею презентовали и на инвестиционном форуме в Каннах и на ПМЭФ.