Журналист Владислав Бачуров объясняет, от какой болезни страдает московский "Спартак".
Искать логику в кадровых решениях надо всегда, даже если ее не видно. Или ее там вовсе нет. В российском футболе логику в поступках часто найти не удается, потому что многое происходит через заднюю поверхность бедра.
Прошло всего два тура чемпионата России, а уже четыре отставки: ушли со своих постов три главных тренера и один президент клуба — вместо Ольги Смородской президентом "Локомотива" стал рьяный болельщик "Зенита" Илья Геркус. При этом главное непонятно: почему эти отставки не произошли до начала сезона? Ведь в уходе Курбана Бердыева из "Ростова" ничего удивительного нет. Тренер, который привел бедный (но не гордый) провинциальный клуб к серебряным медалям чемпионата России и пробился в Лигу чемпионов, где в квалификационном раунде уже выбил бельгийский "Андерлехт", был недоволен финансовым состоянием клуба. У "Ростова" денег нет, новых игроков Бердыеву не купили, по ходу сезона были у "Ростова" задержки по зарплате и игрокам, и сотрудникам клуба. Конечно, Бердыев нарасхват — его ждала и сборная России, и "Локомотив". Теперь он согласовал условия контракта со "Спартаком" (расходы на его тренерский штаб составят 3,5 млн евро).
Отставка Дмитрия Аленичева с поста главного тренера "Спартака" произошла раньше остальных в этом сезоне — после первого тура чемпионата. При этом "Спартак" занимал первое место в таблице.
Конечно, смешно говорить о месте после одного матча, но не менее смешно увольнять тренера после одного поражения (пусть даже от кипрской команды), когда ему после прошлого сезона оказали доверие и оставили на посту, когда команда прошла предсезонную подготовку именно с этим тренером, когда она неожиданно сильно провела свой первый матч.
Если вы думаете, что футбол — это бизнес, то только не в "Спартаке". Этим летом куплен бразильский опорный полузащитник Фернандо за 12,5 млн евро. Потому что не нравится свой игрок — бразильский опорный полузащитник Ромуло, в свое время купленный за 8 млн евро. Потому что не нравился купленный до этого за 6 млн евро голландский опорный полузащитник де Зеув (вскоре отпущен бесплатно). Потому что не нравился приглашенный до Зеува бразильский опорный полузащитник Кариока, за которого заплатили 4,7 млн евро. При этом в прошлом сезоне на месте опорного полузащитника часто играл Александр Зотов (в "Спартаке" с 18 лет), отпущенный из команды в "Динамо" бесплатно. Зато из "Динамо" куплен на его место Роман Зобнин (в "Динамо" играл с 19 лет). Этот круговорот опорников в "Спартаке" можно объяснить или какими–то непонятными мутациями, которые происходят в человеке, когда он попадает в популярный московский клуб, или нелюбовью владельца клуба Леонида Федуна к "своим" игрокам. Ведь парадоксальная ситуация: в чужой команде игрок нравится, за него платят большие деньги, но после того, как его шумно представят болельщикам в красно–белой форме, он уже почему–то становится нелюбим.
Нужны еще примеры? Заплатили 4,5 млн евро за Мельгарехо, который хорошо смотрелся в "Кубани" и регулярно забивал. Парагваец был рад и давал оптимистичные интервью о том, какую пользу он принесет клубу. Но новичок тут же сел на скамейку запасных, получая минимум времени, за которое должен был себя проявить. Так и не получив шанса, видимо, будет продан за деньги.
Проблемы у владельца "Спартака" и с тренерами. Вот за 11 лет после покупки клуба Федуном началась чехарда: Александр Старков, Владимир Федотов, Станислав Черчесов, Игорь Ледяхов (и.о.), Микаэль Лаудруп, Валерий Карпин, Унаи Эмери (уволенный из "Спартака" испанец после этого трижды подряд выиграл Лигу Европы), опять Карпин, Дмитрий Гунько, Мурат Якин, Дмитрий Аленичев, Массимо Каррера (и.о.). Чемпионом России за это время клуб не стал, зато безусловный лидер по количеству уволенных тренеров.
Сейчас и журналисты, и болельщики, и эксперты уже не стесняясь вслух обсуждают, что главная проблема "Спартака" — сам владелец клуба. Есть явление, которое врачи называют амблиопией. Однажды какой–то врач по ошибке наложил повязку на здоровый глаз ребенка, вместо того чтобы прикрыть тот, который нуждался в лечении. Когда повязку сняли, то оказалось, что здоровый глаз видеть перестал. Повязка воспрепятствовала развитию способности видеть и стала причиной потери зрения.
Некоторые владельцы клубов, долго закрывая здоровые глаза на происходящее, похоже, утратили способность видеть.