В подкасте "История по делу" мы рассказываем об истории петербургских домов и бизнес-империях, которые были известны во всей стране и за рубежом. В выпуске про Кировский район речь зашла про Николая Путилова, который спас Петербург во время Крымской войны и создал самый известный завод в стране.
У первого сезона нашего подкаста есть партнёр — крупнейший на Северо-Западе строительный холдинг "Группа ЛСР".
От элитных дач до серой промзоны
Сейчас в это сложно поверить, но в XVIII-XIX веках территория нынешнего Кировского района была местом отдыха богатых и знаменитых. Там, где теперь заводы и шумные проспекты, стояли дачи первых аристократов Петербурга. А в местных уютных кабачках отдыхали от столичного шума Пушкин и Лермонтов.
Уже к середине XIX века Петергофская дорога (нынешний проспект Стачек) потеряла свой блеск и постепенно превратилась в рабочую окраину. После отмены крепостного права в 1861 году в стране начала бурно развиваться промышленность. Заводы и фабрики концентрировались всегда там, где есть трудовые ресурсы и гарантированный спрос на их продукцию. Петербург располагал и тем и другим.
До 1917 года граница города начиналась от Нарвских ворот. Поэтому новые промышленные предприятия начали появляться у границы города. Там, где раньше селились дворяне, теперь обосновывались купцы, промышленники и финансисты. Уже в 1866 году в Нарвской части Петербурга было 34 фабрики и завода.
Род Путиловых
Путиловых, управлявших заводом, было двое. Они хоть и были очень дальние родственники, но второй Путилов не получил завод по наследству, а приобрёл контроль над ним в результате скупки акций. А ещё благодаря именно Путиловскому заводу и Николаю Путилову мы обязаны тем, что Санкт-Петербург — это морской порт. Но давайте обо всём по-порядку.
Николай Иванович Путилов был выходцем из небогатой новгородской дворянской семьи. Осиротел в раннем детстве, в 14 лет в память о заслугах покойного отца-офицера был принят на обучение за государственный счёт кадетом в морскую роту Александровского сухопутного Кадетского корпуса.
Оканчивая в 1840 году курс Кадетского корпуса, сумел доказать ошибку французского математика Огюстена Луи Коши в его курсе, посвящённом интегральным и дифференциальным исчислениям. Сам французский математик Коши отправил Путилову исправленный учебник и благодарственное письмо.
Чтобы вы понимали значимость и резонанс этой истории: на основе книги Огюстена Луи Каши, в которой была найдена ошибка Путиловым, велись баллистические расчёты (то есть расчёты движения пуль и артиллерийских снарядов в пространстве) во всех странах мира.
Резонансная полемика в научном мире привлекла внимание великого князя Константина Николаевича и будущего военного министра Дмитрия Алексеевича Милютина, который и взял талантливого математика "на заметку". А молодой Путилов активно публикует научные труды и несколько лет преподаёт в Кадетском корпусе. Потом по состоянию здоровья переводится в Крым, где служит 5 лет, отвечая за строительство различных объектов.
В 1848 году Путилов возвратился в Петербург и был назначен чиновником особых поручений при директоре кораблестроительного департамента. В 1853 году начинается Крымская война. Она и послужила началом триумфа нашего героя.
Крымская война
Несмотря на название, война велась не только на окраине страны — в Крыму, но и на Белом море, на Кавказе, на Дальнем Востоке и под Петербургом. Да, около столицы тоже было неспокойно.
В 1854 году в Балтийском море появляется объединённая англо-французская эскадра под командованием английского адмирала Чарльза Нейпира. 11 винтовых и 15 парусных линейных кораблей, 32 пароходофрегатов и семь парусных фрегатов неприятеля показались у Кронштадта в апреле, как только Финский залив очистился ото льда.
Надо сказать, что появление сильной вражеской эскадры буквально на пороге столицы произвело сильнейший психологический эффект. Фёдор Тютчев писал: "В 18 вёрстах от двора всероссийского императора стоят эти вооружённые силы, ужаснейшие из всех, какие когда-либо появлялись в морях". Английские газеты писали о том, что со дня на день адмирал Нейпир будет “завтракать в Кронштадте, а обедать в Петербурге”.
В общем, русские будут стремительно разбиты, поскольку весь цивилизованный мир и все научно-технические достижения на стороне объединённой Европы. Однако, наткнувшись на мины и попав под обстрел фортов Кронштадта, эскадра противника вынуждена была отойти. Тем не менее шок от того, что сильное флотское соединение оказалось буквально рядом со столицей, и осознание, что будущим летом англичане и французы усилят эскадру и вернутся, заставлял лихорадочно искать способы противодействия врагам.
Экстренный флот
Ещё в самом начале 1854 года чиновник морского ведомства Николай Путилов обратился к начальству с предложением в спешном порядке создать флотилию канонерок, способных действовать в условиях мелководья Маркизовой лужи (то есть Невской губы). Пять месяцев рапорт ходил по инстанциям и не находил ответа, пока наконец не попал на стол командующего флотом великого князя Константина Николаевича. Тот решил, что предложение дельное, и назначил Путилова уполномоченным по экстренному сооружению новой канонерской флотилии.
30 ноября 1854 года чиновник получил "Высочайшее повеление Государя Императора" и начал работы. Заказ надо было исполнить к маю 1855 года. То есть за 90 дней надо было построить, спустить на воду и ввести в строй 32 канонерские лодки на винтовом ходу. Без контракта, залога и правительственного контроля над производством всех работ.
При этом подрядчик нёс личную ответственность в случае срыва заказа. Логично, что от него отказались все подрядчики, которые строили корабли как для гражданского, так и военно-морского флота. И почти все были уверены, что Путилов с таким контрактом не справится. Но он справился.
Первые 32 оборудованные паровыми машинами винтовые канонерские лодки, предназначенные для плавания в мелководном Финском заливе, вошли в строй в мае 1855 года. Как вспоминал Путилов, весь декабрь ушёл на составление чертежей, размещение заказов и бесконечные уговоры, поскольку "малые" хозяева весьма смущались новизной этого дела: "Весь январь, февраль и март во всех уголках столицы, где только есть что-либо для механического дела, начиная от заводов и до чердаков, где временно были устроены мастерские, везде работали с неутомимой деятельностью — в две смены", — писал он.
Путилову пришлось найти порядка 20 частных мастерских, которые взялись изготовить к 1 мая 1855 года паровые двигатели для канонерок (крупные предприятия отказались взять на себя такую ответственность). Сборка корпусов велась на Охтенской верфи, в Кронштадте, Финляндии, Риге, а также прямо под открытым небом на спусках Невы, Фонтанки и Малой Охты. Острая нехватка кадров решалась путём перевода кораблестроителей из разных уголков страны в Петербург, а также посредством краткосрочного обучения всех желающих под руководством опытных наставников за казённый счёт.
Существует красивая легенда о том, что на постройку флотилии канонерок деньги Путилову лично дал великий князь Константин Николаевич со словами: "Денег в казне нет, вот тебе мои личные 200 тысяч рублей. Построй корабли". История красивая, но не более того.
В летнюю навигацию 1855 года на Балтийском море у России появилась флотилия паровых канонерских лодок. За зиму были укреплены артиллерийские позиции и поставлены новые минные поля в заливе. Вновь появившаяся англо-французская эскадра ничего не смогла этому противопоставить. Петербург был надёжно защищён с моря.
Как оказалось, русские не только не испугались научно-технических новинок, стоявших на вооружении у Англии и Франции, но очень быстро сумели создать новое оружие, способное противостоять мощному флоту. Блестящее выполнение Путиловым поставленной задачи создало основу для активной обороны Кронштадта и Петербурга.
Кроме того, выполняя заказ в столь экстраординарных обстоятельствах, Путилову удалось сэкономить казне часть выделенных средств, что гарантировало ему в дальнейшем поддержку великого князя Константина Николаевича, а также ряд наград и назначений.
Но Крымская война в итоге была всё равно проиграна, и Россия подписала довольно унизительный для себя мирный договор. Но если бы Петербург был взят англичанами и французами штурмом с моря или хотя бы был обстрелян, то условия мира могли быть значительно хуже.
Курс на импортозамещение
По завершении Крымской войны Россия оказалась в политической и экономической изоляции, поэтому крайне важно было обеспечить импортозамещение, в первую очередь в оборонной промышленности. Россия встаёт на индустриальные рельсы. Стране нужна была высококачественная сталь, и желательно дешевле импортной.
Путилов понимает, что петербургские предприятия начинают набирать обороты по выпуску военной и гражданской продукции. Сталь развивающейся промышленности нужна как воздух. Доставка металла с Урала в Петербург — весьма дорогое удовольствие, а импортная сталь не всегда качественная и стоит дорого.
Путилов обращает внимание на финляндскую озёрную руду и при личных гарантиях великого князя в 1857 году получает солидный кредит для строительства трёх металлургических заводов, работавших на той самой финляндский озёрной руде. А учитывая, что Сайменский канал был уже прорыт, то и доставка железа из Финляндии до Петербурга была дешёвой. Уже через год, в 1858-м, были введены ещё два завода. Путилов становится одним из ключевых поставщиков Адмиралтейства, покрыв почти весь запрос на импорт металла. Английская сталь была замещена практически полностью.
Заводская империя
Но и это не конец его блестящей организаторской карьеры. В начале 1860-х, задумав создание крупного сталелитейного завода, Николай Иванович Путилов пригласил в партнёры Павла Матвеевича Обухова, инженера-металлурга, открывшего новый способ литья стали, который делал продукт более прочным и в 10 раз более дешёвым, чем английские аналоги. Главным инвестором стал петербургский коммерсант С. Г. Кудрявцев. Путилов сумел безвозмездно получить от казны земельный участок за Невской заставой, где и был создан знаменитый Обуховский завод, который начал свою работу в 1863 году.
Завод был одним из крупнейших поставщиков оружия и снарядов для императорской армии вплоть до Гражданской войны. Орудия, изготовленные на Обуховском заводе ещё до революции, прекрасно воевали и в Великую отечественную войну.
Но главный свой проект Путилов начинает в 1867 году Он строит крупнейший не только в России, но и в Европе машиностроительный завод, который позже назовут Путиловским.
Бизнес-идея Путилова была красива и логична: в стране строительство железных дорог идёт гигантскими темпами, и, по всем прогнозам, будет только увеличиваться, поскольку сухопутной империи нельзя без надёжных внутренних дорог. А значит, спрос на рельсы будет только расти. К тому же дорогие английские и немецкие рельсы не были подготовлены к сибирским холодам и лопались на морозе.
Путилов предложил министерству путей сообщения в кратчайшие сроки изготовить и поставить нужное количество рельсов из российских материалов. Кроме того, Путилов гарантировал их прочность, поскольку лично им было разработано усовершенствование технологии изготовления.
Договор на поставку рельсов министерству путей сообщения был заключён в июне 1867 года. Путилов обязался построить в течение 7 лет завод по выделке рельсов. Срок и так был достаточно короткий для такого предприятия, но оказалось, что рельсы нужны ещё быстрее.
В декабре 1867 года ударили сильнейшие морозы, на реках встал лёд, Финский залив замёрз, навигация прекратилась, торговля замерла. На Николаевской железной дороге полопались рельсы, закупленные в Англии и рассчитанные на европейский климат, хотя англичане давали гарантию от морозов. Имеющийся у министерства запас рельсов для ремонта быстро истощался. Возникла опасность остановки движения между Москвой и Петербургом. Это не только недополученные деньги и сорванные контракты, но и стратегическая безопасность страны.
В срочном порядке 2 января 1868 года Путилов получил от правительства заказ на 5 тысяч пудов рельсов ежесуточно, причём поставки надо было начать через 18 дней после принятия заказа.
В фантастический даже для наших дней срок, всего за 18 дней, Путилов сумел наладить дело и запустить производство. Схема запуска завода практически под открытым небом и в необорудованных цехах получила название "путиловская схема запуска производства".
Её, как и сетевой метод сборки производства канонерок, специально приезжали изучать специалисты из-за рубежа. Кстати, "путиловская схема запуска производства" ещё раз проявит себя в нашей истории. Но уже в 1941 году, когда заводы из европейской России перебрасывались за Урал.
Кадры для работе на заводе Путилов тоже набирал стремительно, организуя беспрерывное обучение прямо на производстве.
Путилов дал объявление в местных газетах, что набирает людей на обучение ремеслу с предоставлением хорошей зарплаты и жилья в Петербурге. И за несколько дней он принял на завод полторы тысячи человек. Сам Путилов при этом сутками не покидал завод, стараясь контролировать все процессы запуска производства. Кстати, английские рельсы тоже пригодились, Путилов придумал, как их переплавить и делать из них тот продукт, который нужен стране.
"Особенно замечательно то обстоятельство, что в самом заводе нет иностранцев, а главным материалом служат отожжённые английские рельсы, сделанные из металла вполне дурного качества. Из этого дурного иностранного материала русскими инженерами и русскими рабочими с прибавлением пудлинговой стали выделываются на заводе рельсы высокого качества", — отмечала пресса того времени.
Предприятие Путилова охватывало всё новые сферы деятельности. Завод занимался производством паровых и дизельных двигателей, паровых котлов, железнодорожных локомотивов, а также разнообразных машин и оборудования. Путиловский завод становится не только крупнейшим предприятием в Европе, но и центром передовых промышленных технологий и инноваций. Путилов и сам вёл активную изобретательскую работу, и привлекал к ней своих сотрудников. На заводе постоянно внедряются инновации и улучшения.
Постоянная модернизация и Путиловский завод становятся понятиями-синонимами. При Путилове завод превратился в ключевой центр развития металлургии и машиностроения в России.
Как сейчас, так и 150 лет назад вопрос кадров стоял очень остро. А если учитывать, что Россия только вступала в индустриализацию, то говорить о профессиональных школах просто не имело смысла. И Путилов видит своей первоочередной задачей обучение рабочих. С этой целью при заводе открывается школа и вечерние классы для взрослых, где преподают черчение, геометрию, технологию. Подобных школ в Санкт-Петербурге в то время не было. Вскоре эта школа при заводе получила статус технического училища, которое готовило собственные кадры.
Путилов налаживал и быт рабочих, он начал строительство общежитий и больниц, изыскивал средства к упорядочению снабжения продовольствием. При заводе было организовано общество потребителей. Со временем оно разрослось: появились четыре магазина, столовая, дровяной склад и квасоварня. Путилов финансировал строительство более 20 школ и больниц, а также учредил пенсионные фонды для работников завода.
В общем, это было очень мощное, технологичное и процветающее предприятие. Однако и у такого талантливого менеджера, как Путилов, были свои огрехи.
К сожалению, Николай Иванович посчитал, что экономика будет поступательно развиваться. Чтобы расширить своё производство, он постоянно берёт кредиты. Наиболее затратная его идея — строительство Морского канала от Кронштадта до Петербурга. Надо отдать должное, именно благодаря этому каналу Санкт-Петербург и является полноценным городом-портом (но об этом мы детально поговорим в следующей истории). Но в тот момент экономический кризис в стране подорвал финансовое положение Путилова.
Путилов вложил огромные деньги в приобретение земельных участков, необходимых для строительства Путиловской железной дороги, Морского и Барочного каналов, Путиловского порта. Кредит, взятый в 1872 году в Госбанке, составлял 700 тысяч рублей (почти 900 миллионов). Только проценты по нему к 1880 году составили 350 тысяч рублей (почти 450 миллионов). Путилов неоднократно предлагал казне выкупить у него эти земли, но каждый раз получал отказ.
Кроме того, закупка земснарядов и строительство Морского канала также проводились на кредитные деньги. И наконец, Путилов взял кредит у Госбанка на закупку иностранной высокопроизводительной рельсопрокатной машины для Путиловского завода, чтобы выполнить контракт с департаментом железных дорог на поставку рельсов.
Однако в 1879 году разразился финансовый кризис, правительство отменило заказ и не уплатило неустойку. Продукция оказалась невостребованной, Путилов потерял возможность обслуживать кредиты. Банкротство стало единственным выходом из сложившейся ситуации. Большая часть акций завода переходит к Государственному банку, который с этого времени становится фактическим владельцем Путиловского завода.
8 апреля 1880 года в возрасте 60 лет Николай Иванович Путилов скончался от инфаркта. В конце жизни он написал в своих воспоминаниях: "Я — человек труда: всё, что имею, приобретено трудом… Всё, что осталось, затрачивал в заводы, которым посвящена безрассудно вся жизнь моя, все помыслы мои…"
Путилов все свои средства вкладывал в развитие новых проектов, деньги всегда были в обороте. Он не строил себе дворцов, не скупал бриллианты или недвижимость за границей. Это был такой очень интересный тип промышленника-патриота, для которого престиж и могущество страны важнее собственного богатства. Надо отметить, что это очень редкий тип. Но именно такие люди двигают вперёд экономику страны и навсегда остаются в памяти.
В своём завещании Путилов просил похоронить себя не на кладбище, а на дамбе Морского порта. Так вот, император Александр II, когда на его имя подали прошение о захоронении Путилова на дамбе порта, собственноручно наложил резолюцию: "Если бы Путилов завещал похоронить себя в Петропавловском соборе, я и то согласился бы". Наверное, это лучшая оценка со стороны властей итогов его работы, учитывая, что в Петропавловском соборе хоронили только императоров России.