ВТБ подал в арбитражный суд иск о взыскании 6,7 млрд рублей с кипрского офшора, принадлежащего выходцу из "ЛУКОЙЛа" Константину Тихомирову, и владеющего Волховским НПЗ. Бизнесмен на деньги банка хотел построить вторую очередь предприятия, но прогорел.
В Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти поступил иск банка "ВТБ" к кипрскому офшору TKB Pacific Worldwide Ltd о взыскании 6,718 млрд рублей. Этот офшор, по данным СПАРК, владеет 100% ООО "Волховнефтехим" — обанкротившегося минувшей весной нефтеперерабатывающего завода в городе Волхов (Ленобласть). Основным бенефициаром предприятия, по данным банка, является бывший топ-менеджер "ЛУКОЙЛ-бункера" Константин Тихомиров.
Завод мощностью 500 тыс. т перерабатываемой нефти в год был построен на собственном участке в 54,6 га в Волхове в 2007-2011 годах, ввод в эксплуатацию состоялся в 2012 году. На финальной стадии той стройки в 2011 году Константин Тихомиров пытался баллотироваться в Законодательное собрание Ленобласти, но снял свою кандидатуру. На строительство НПЗ за 2 года было потрачено около 8,6 млрд рублей, из которых 6 млрд дал в виде инвестиционного кредита ВТБ. В 2013 и 2014 годах предприятие генерировало выручку в 9,5 млрд рублей (валовая прибыль — около 2 млрд), однако обслуживание кредитов и займов, привлеченных на стройку, делало завод убыточным: в 2013 году чистый убыток составил 1,5 млн рублей, в 2014 году — 272,5 млн рублей. А в 2015 году у завода резко сократились обороты (до 5,7 млрд рублей). В то же время вошел в активную фазу проект строительства второй очереди предприятия, который должен был увеличить его мощность до 1,1 млн т нефти в год.
Завод стал массово срывать платежи, задолжал десятки миллионов рублей по зарплате работникам, а также миллионы рублей юристам и охранникам. В результате именно сотрудники в марте-апреле 2016 года запустили процедуру банкротства предприятия. Сейчас на "Волховнефтехиме" введена процедура наблюдения, в реестр включены требования ВТБ (6,718 млрд рублей, обеспеченных залогом имущественного комплекса предприятия и 100% долей "Волховнефтехима"), Сбербанка (670 млн рублей). Кроме того, к банкроту предъявил свои требования и сам бенефициар Константин Тихомиров: он занял своей структуре в 2008-2011 годах 1,1 млрд рублей, а также в 2012 году купил ее векселя еще на 700 млн. Однако в связи с возражениями банкиров эти требования пока не включены в реестр: их рассмотрение отложено до 19 сентября 2016 года.
Между тем Сбербанк выставил завод на продажу. При этом объект на сайте торговой площадки указан без цены "для выявления круга заинтересованных лиц и определения начальной стоимости продажи". Представитель банка отказался комментировать торги. В ВТБ также не стали комментировать запрос "ДП".
По мнению экспертов, проблемы у Константина Тихомирова начались еще в 2012 году при запуске завода. "Дело как-то сразу не заладилось, — комментирует аналитик "ФИНАМ" Алексей Калачев. — В 2012-м возникли проблемы с лицензированием, повлекшие обыски. На полную мощность НПЗ вышел в 2013 году, но предприятие так и не стало прибыльным. По итогам 2015 года предприятие получило чистый убыток свыше 5 млрд рублей, но, что интересно, в отчете о финансовых результатах за 2015 год мы видим на 4,87 млрд "прочих расходов". Что это могло бы быть? У нас нет достоверной информации, поэтому попробуем предположить. Вряд ли это могла быть выплата по кредитам, так как долговая нагрузка за год только вдвое выросла, а не сократилась. Это могла бы быть переоценка валютных обязательств, если кредиты брались в валюте. Не имея оснований, не будем предполагать худшее, что это был вывод активов. Тем не менее при таком финансовом положении банкротство становится почти неизбежным. Причиной такого положения могли стать завышенная стоимость проекта и плохо просчитанная отдача, так как проблем со сбытом или с сырьем, учитывая связи Тихомирова в "ЛУКОЙЛе", у него быть не должно".