Елена Золотова в 22 года управляет собственным бизнесом с оборотом более 400 млн рублей в год. Свою золотую жилу она нашла в индустрии женской красоты: ее компания Helen Gold продает маски и скрабы для лица и тела собственного производства. Свой первый миллион рублей девушка заработала в 18 лет.
Елена Золотова родилась в Красноярске. В Петербург девушка переехала в 16 лет: поступила в Политехнический колледж на специальность "менеджмент" — хотела стать предпринимателем. На второй год учебы Елена поняла, что без практики теория ей не поможет. Прочитала Роберта Кийосаки, вдохновилась выступлением петербургского миллионера Андрея Шаркова (ShokoBox) и решила действовать.
"Где–то в Интернете я нашла отбеливающие полоски для зубов, заказала себе, и мне очень понравился результат, — вспоминает Елена. — Он был заметен и другим, меня стали спрашивать, где их достать. Тогда я решила: было бы классно их продавать". Первыми покупателями стали однокурсницы, затем — знакомые знакомых и совсем уже незнакомые пользователи "Вконтакте".
Дело шло медленно, но Елена не думала сдаваться. "Я заняла 4 тыс. рублей у мамы, заказала полоски на eBay, заработала 8 тыс., снова купила полоски, и так до бесконечности, — говорит предпринимательница. — Сидела в Интернете целыми днями, пытаясь продать их". Постепенно к группе "Вконтакте" добавился аккаунт в Instagram. Так девушка заработала первые 100 тыс. рублей.
Миллион в полоску
Деньги она потратила с умом: сняла офис и наняла шесть продавцов — они должны были делать то же самое, что и Елена. Подписываться на разных людей в соцсетях и рекламировать все те же отбеливающие полоски. Девушка действовала по наитию: никаких методик продвижения в соцсетях не знала, как проводить собеседование и держать себя с персоналом — тоже. "Мне приходилось делать вид, что я не собственник, а просто руководитель. Девушки, которые были моими сотрудницами, были взрослее меня, и я набила много шишек, прежде чем мы стали командой", — говорит она.
Однажды отзыв на эти полоски написала участница тв–шоу "Каникулы в Мексике": количество предзаказов резко увеличилось. Так Елена начала продвигать свой товар через блогеров. Это дело принесло ей первый миллион рублей, который она снова вложила в бизнес — на этот раз девушка отправилась покорять Москву и открыла здесь второй офис, вложив 300 тыс. рублей.
Австралийская красота
Продажа отбеливающих полосок до сих пор дает Елене 20% дохода. Но главные дивиденды ей давно приносят другие товары — скрабы и маски для лица и тела. "У полосок было два минуса. Во–первых, оборотных средств всегда не хватало, чтобы заполнить склад, — вспоминает Елена. — Во–вторых, сложностей добавляла таможня, которая часто задерживала товар из США". Так родилась мысль, что проще продавать то, что можно производить самой.
Идея нашлась опять в Интернете: на этот раз Елене понравился австралийский скраб на основе кофе и масел. Его она тоже сначала заказала для себя, а потом превратила в бизнес. Становиться дистрибьютором она не хотела, поэтому обратилась к местной лаборатории, которая смогла подобрать ей рецептуру для производства. Машин, которые могли бы производить подобную косметику, в России не было, поэтому за ними пришлось ехать на профильную выставку в Германию. Так в 2014 году на рынке появилась компания Helen Gold, которая начала производить и продавать натуральные скрабы и маски под брендом Skrab и Fresh Face.
"Никто не верил, что это выстрелит. Все были настроены очень скептически: мол, скраб не популярный товар для России, — вспоминает предпринимательница. — Но мы начали рекламироваться через блогеров и звезд, плюс девушки сами стали выкладывать свои фото в соцсетях до и после использования — настолько им понравился эффект". Мощное продвижение и сарафанное радио сделали свое дело. В открытие производства было вложено около 2,5 млн рублей. Позже добавили упаковочную линию (еще 13 млн рублей): сначала все упаковывалось вручную. Инвестора не было: в новое дело вкладывались деньги от продажи полосок (60 млн в год). Сейчас оборот компании составляет около 40 млн рублей в месяц. На продвижение товара компания тратит около миллиона рублей в месяц.
Не сказочная история
Заказы на косметику приходят со всего мира, даже из Австралии. В России, кроме двух офисов, у Елены есть 200 представителей по стране. На Москву приходится 50% заказов, Петербург и регионы приносят еще 50%. Рентабельность у бизнеса высокая — около 60%. В планах — выйти на рынок детской косметики, а также начать продажи средств по уходу за волосами. Разработка продукции ведется уже 10 месяцев.
Средства по уходу за волосами — второй по объему сегмент рынка натуральной косметики, говорят специалисты. На первом — уход за кожей лица. Около 70% косметических экопродуктов продается в РФ через интернет–магазины, отечественных марок не так много, среди самых известных — Natura Siberica и Organic Shop. По словам Юланы Чичировой, владелицы биомаркета "ЭкоГармония", россияне все больше начинают заботиться о себе и своем здоровье, выбирая натуральные продукты и косметику: "В последнее время спрос на натуральную косметику, особенно российских производителей, вырос на 20%. С брендом Skrab я лично не знакома, но, судя по всему, не раз видела его рекламу".
"За 2 года 400 млн рублей звучит как сказка, — говорит владелец ShokoBox, победитель конкурса "ДП" "Молодые миллионеры" Андрей Шарков. — Я бы тоже не поверил, если бы не был свидетелем ее вертикального взлета. Ни инвесторов, ни родственников в бизнес–среде у нее нет. У нас была договоренность: если мои рекомендации приносят ей результат, я получаю с этого процент. Лена как–то раздобыла мой телефон и пригласила меня на консультацию. Два года назад пришел к ней в Петербурге в кабинетик площадью 12 м2. В нем стояли четыре крохотных стола из "ИкеА", за ними работали девочки–первокурсницы. Но когда я услышал, какие у нее планы, понял, что мне интересно следить за ее ростом: до сих пор стараюсь направлять ее. Через год я зашел в ее офис уже в центре Москвы на Петровке, где работали 40 человек, еще через полгода увидел производство, где работало еще столько же.
Ее продукт не слишком уникален, но за счет правильной подачи продается в разы дороже, чем аналоги: дает результат через конкретный узкий канал. Фанатизм Лены, сфокусированный на одно главное дело, и постоянное реинвестирование большей части прибыли в бизнес дали свои плоды".
По данным Persistence Market Research, в этом году оборот мирового рынка натуральной косметики может составить $11 млрд.