Фотографии Крыма спустя два года после его присоединения к России, обилие портретов Владимира Путина
00:0925 августа 201600:09
2713просмотров
00:0925 августа 2016
Компания "Ладога" открыла свои алкомаркеты в Крыму, а фирма "Фотосклад" — магазин цифровой техники. Ранее на полуострове появились вывески сети "Розовый кролик" и других ретейлеров. Крымчане предпочитают платить наличными, что привлекает торговцев.
"Ладога Дистрибьюшен" первый алкомаркет "Монополь" в Симферополе открыла в начале июля. В августе запустилось второе заведение сети на территории полуострова. Их площадь 120 и 160 м2 соответственно. Ассортимент симферопольских "Монополей" аналогичен матрице петербургских, но одна точка работает в формате маркет-бара, а вторая — только как розничный магазин, пояснили в пресс-службе. Планы по развитию сети на территории полуострова будут зависеть от результатов работы уже открытых там заведений. Управляет заведениями в Симферополе петербургская команда. "Крымского алкоголя в ассортименте нет, но мы не исключаем его появления на полках симферопольских "Монополей", — говорят в компании.
Компания "Фотосклад.ру" первый и единственный магазин в Симферополе открыла 1 июня. Дальнейшее расширение не планируется, у жителей полуострова есть возможность сделать заказ онлайн с доставкой на дом, говорит Алексей Банников, генеральный директор компании.
По франшизе работает магазин петербургской сети "Розовый кролик" в Симферополе. Планы по выходу в регион обсуждает и петербургская ювелирная сеть "585 / Золотой".
Банк "Россия" первым из двадцатки крупнейших российских банков начал работать в Крыму, открыв представительство в Симферополе в апреле 2014 года. К июлю того же года офисы банка уже действовали в Севастополе, Ялте, Алуште, Евпатории, Керчи и других городах. Сейчас в Крыму работают 20 офисов банка.
Нулевая конкуренция
Рынок Крымского полуострова привлекает ретейлеров своим потенциалом. Население в регионе превышает 2,3 млн человек, а это больше чем в Новосибирске, третьем по численности городе в России. Позитивный вклад в торговлю вносят туристы, поток которых значительно вырос в последние годы. При этом практически никто из крупных российских сетей там не работает, конкуренция находится в зачаточном состоянии.
Количество жителей в крупнейших населенных пунктах России
Источник: данные Росстат на 1 января 2016 года
"В регионе традиционно сильны позиции местных виноделов и сладких, десертных вин, а вот сегмент сухих импортных вин был практически свободен для развития, чем мы и решили заняться, заняв эту нишу", — объясняют причины выхода на новый рынок в "Ладоге".
"В нашей отрасли конкуренция минимальная. Есть только DNS и "Эльдорадо", но они нам не конкуренты: сферы нашей деятельности фактически разные", — объясняет генеральный директор "Фотосклад.ру" Алексей Банников.
Большинство игроков там среднего масштаба, нет больших компаний, соглашается Алексей Федоров, управляющий партнер "220 Вольт". В Крыму у него несколько партнеров-франчайзи, и сейчас "220 Вольт" ведет переговоры о покупке местного игрока "Интерскол Крым" (интернет-магазин и два офлайн-магазина).
"Незаинтересованность федеральных сетей в этом регионе легко объяснима — считает Алексей Федоров, — Крым хоть и перспективный регион, но небольшой, в 3 раза меньше петербургского, например. Да и массовой многоэтажной застройки там не ведется, а это основной локомотив для рынка DIY".
По оценкам ИК "Финам", в первом полугодии 2016 года объем рынка розничной торговли Крыма составил 131 млрд рублей, объем рынка строительства — 1,9 млрд рублей. Для сравнения, объем петербургского розничного рынка за тот же период достиг 578,5 млрд рублей, подсчитали в Петростате.
Оборот розничной торговли в России, млрд рублей
Источник: данные Росстат в первом полугодии 2016 года
"Крым — один из самых инвестиционно-привлекательных регионов нашей страны, здесь активно развиваются промышленность, строительство. Поскольку деятельность банка "Россия" направлена на обслуживание крупнейших предприятий и развитие ключевых отраслей отечественной экономики, мы видим здесь значительные перспективы для роста", — говорят в пресс-службе банка.
Тернистые тропы доставки
Бурному развитию торговли в регионе препятствует его удаленность. Самый большой минус Крыма для торговли — это сложная логистика, единодушны ретейлеры.
"Когда говорят “Крым”, вспоминаются многочасовые пробки и ожидания паромов, — делится Алексей Банников. — Сейчас срок доставки товара занимает примерно 8 дней, стоимость доставки в Крым на 25% выше, в регионе пока представлены не все транспортные компании". "Фотосклад" планирует открыть собственную транспортную службу внутри Крыма.
"Логистика действительно очень сложная в Крыму, чем пользуются местные сети, очень сильно завышая цены на товар", — говорит Алексей Федоров. По его словам, доходит до того, что электрогенератор проще и дешевле оказывается купить в Москве и привезти на самолете, чем покупать в Крыму. "В нашей сети цены одинаковые от Калининграда до Владивостока, поэтому видим большие перспективы для себя", — оптимистичен он.
При работе в другом регионе приходится учитывать и особенности потребительского поведения южан. В целом жители Крыма, как и все южане, предпочитают офлайновые магазины, расчет наличностью, а не банковскими картами, и общение с продавцом вживую, рассказывает Алексей Федоров.
Зато благодаря этому санкции против Крыма, например отказ PayPal от работы в регионе или нежелание Google, Facebook и Instagram размещать рекламу российских сетей в Крыму, не так больно бьют по ретейлерам. От работы в Крыму отказался PayPal, но его доля в России весьма мала, основные же компании: Visa, MasterCard и платежная система "Мир" — продолжают работать, говорит Банников.
"Ключевой негативный фактор, который мешает экспансии крупного российского бизнеса — не логистика, а геополитические риски", — говорит Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ГК "Финам". Он напоминает, что крупные российские компании (FMCG-ретейл, банки, операторы связи) как правило, имеют в структуре собственности иностранный капитал или торгуются на иностранных площадках, а в этих условиях потенциально высокая прибыль не покрывает риски, связанные с экспансией на спорную территорию.
Зато для относительно небольшого бизнеса, в том числе аффилированного с госсектором, такие риски малы или некритичны, и они готовы инвестировать, говорит эксперт.
Миллиарды на стройку
Хорошие возможности открываются перед строителями. Правительство анонсировало ряд проектов. Так, на строительство дорог в Крыму выделено 107 млрд рублей. А стоимость строительства моста через Керченский пролив, о необходимости которого президент России Владимир Путин заявил в 2014 году, оценивается в 228 млрд рублей. Мост должен соединить Крымский полуостров с материковой Россией автомобильной и железной дорогой.
В строительстве моста через Керченский пролив за 228,3 млрд рублей будут участвовать два петербургских подрядчика: холдинг "Карст" и "дочка" "Мостостроя №6".
Жилищная застройка менее масштабна, но и здесь есть проекты с петербургскими корнями. Так, петербургская группа "С. Э. Р." отстояла свое право на реализацию девелоперского проекта "Ленинградский квартал" стоимостью 6 млрд рублей в Севастополе.
"Первая береговая линия в Сочи уже застроена, там просто больше нет места, а в Ялте и ее окрестностях стройка наоборот набирает обороты", — говорит Сергей Иванов, генеральный директор компании "Регион Инвест Недвижимость", которая приступила к строительству первой очереди апарт-отеля "Царский берег" в Ялте, на первой береговой линии. Со ссылкой на данные Росстата он говорит, что в первом полугодии 2016 года в курортном регионе было введено в эксплуатацию 129 тыс. м2 нового жилья, что на 50% больше показателя за аналогичный период 2015 года. "И это ещё не предел для набирающего силу спроса", — говорит он.
Однако бурному развитию препятствуют объективные трудности, говорит Сергей Иванов: "из-за отсутствия банковского кредитования и дороговизны строительных материалов, предприятия стройиндустрии испытывают дефицит оборотных средств, а основную часть строительных материалов цемент, песок и арматуру застройщики закупают на материке, что приводит к удорожанию строительных материалов и увеличению стоимости квадратного метра в новостройках". Кроме того, процедура оформления документов занимает много времени.
"После присоединения Крыма к России в Севастополе поменялось законодательство, в том числе, в области градостроительства и главная проблема, которая сейчас стоит перед девелоперами, – отсутствие градостроительной документации", — дополняет Павел Бережной, исполнительный директор ГК С.Э.Р.
Тем не менее, большую часть элитных квартир по цене 200-400 тыс. рублей за 1 м2 покупают госслужащие, которым закрыт выезд за рубеж, бизнесмены, в крымскую инфраструктуру активно инвестирует государство, поэтому Крым на сегодняшний день один из перспективных регионов России, резюмирует Сергей Иванов.