Юбилейная, двадцатая по счету "Биржа стартапов" открыла третий сезон работы. По традиции "ДП" представил инвесторам шесть проектов. Почти все — от действующих бизнесменов, достигших успеха в своих основных бизнесах. Возможно, именно поэтому три из шести соискателей инвестиций получили приглашение за стол переговоров.
Августовская "Биржа стартапов" представила инвесторам свежий набор стартапов. Инвесторы и соискатели инвестиций встретились рано утром в ресторане "Rыба", чтобы познакомиться друг с другом и, возможно, заключить сделку.
Гонку стартапов выиграл Александр Атцик с проектом "Е-Контента": он получил высший балл в голосовании инвесторов. "Это наши, петербургские, звезды: очень показательный и классный проект", — восторженно отозвалась об этом стартапе директор бизнес-инкубатора "Ингрия" Полина Лукьяненко. Пришелся по душе он и Михаилу Гаврилову, советнику заместителя председателя правления БСПБ. Он пояснил, что в данный момент эксперты банка уже общаются с проектом и ищут возможные пути взаимодействия.
Стартап анализирует поведение пользователей в Интернете и подсказывает, какой контент будет им интересен. Подробнее суть стартапа можно изучить здесь, у проекта давно есть продажи, в клиентах — известные компании. Инвестиции нужны команде для выхода в США, в этом направлении стартап уже работает, участвуя в акселерационной программе фонда из Нью-Йорка. Проект ищет 25-30 млн рублей, два инвестора ранее уже вложили 18 млн рублей, среди них фонд Константина Синюшина.
Другие соискатели инвестиций получили от инвесторов не такую горячую поддержку, однако все равно смогли заинтересовать экспертов, получив приглашение в акселератор iDealMachine и предложение пообщаться от президента "Евразия Холдинг" Алексея Фурсова.
Детальное дело
Первый же проект, который начал "Биржу стартапов", попросил у инвесторов 140 млн рублей. Автор онлайн-сервиса Enjino для владельцев машин, магазинов запчастей, СТО и других участников автобизнеса Александр Коваль объяснил, что уже вложил в дело 15 млн рублей, которые ему принесли другие бизнесы, и теперь ищет инвестора, который поможет проекту развиваться ощутимо быстрее.
Платформа, помогающая владельцам быстро искать запчасти и детали, станции обслуживания и записываться к автомастеру, работает с февраля 2016 года. Сейчас к платформе подключены 60 компаний, зарегистрированы 5 тыс. пользователей. Инвестиции должны пойти на доработку и развитие платформы, рекламу и маркетинг. В команде — семь человек.
"Сервис Enjino ориентирован на территорию России и стран СНГ, но легко масштабируется и может использоваться в странах, где приняты схожие стандарты обслуживания транспортных средств и продажи комплектующих", — пояснил бизнесмен. Сейчас сервис бесплатный, платным для автокомпаний он станет в начале 2017 года. Сейчас продажи у компаний, подключенных к платформе, судя по словам создателя проекта, есть. Подробнее о проекте можно узнать здесь.
Главный доход Александру приносят IT-компания 100minds, фирма "ДжейКит", торгующая автозапчастями, и шоу-рум автоэлектроники. Все идеи, которые возникают в результате работы стартапа Enjino, предприниматель тестирует на своих действующих компаниях. Инвесторы оценили это, но не увидели инвестиционной привлекательности этого предложения.
"Вам достаточно рано привлекать такую большую сумму. Нужно для инвестора подтвердить возможность управления таким маркетинговым бюджетом, а у вас в команде нет маркетолога, — пояснил позицию членов жюри Николай Страх, представитель Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). — Кроме того, вы просите больше 30 млн рублей на доработку платформы, притом что основной функционал сделан и работает, — это вызывает вопросы".
"Если 140 млн разделить на 7 лет, за которые вы планируете в негативном прогнозе отдавать инвестиции инвестору, получится 14% годовых. Это банковские ставки, инвестору такое не интересно", — закрыл обсуждение Алексей Фурсов.
Пока все дома
Следующим выступил Никита Грайворонский, который презентовал инвесторам свой онлайн-сервис "Собрание дома", который помогает быстро провести общее собрание собственников помещений. Он пояснил, что до этого проекта 15 лет занимался рекламой и маркетингом — члены жюри одобрительно улыбнулись. А сейчас занимается недвижимостью. Отсюда и родилась идея проекта.
Сервис готовит реестр собственников всех помещений в доме и помогает считать голоса, работает по всей стране.
"Бизнес действующий, успешный и высокомаржинальный, — начал свою презентацию соискатель инвестиций. — Особенно интересен в связи с тем, что с 1 января 2017 года начинает работу государственная информационная система, которая сильно повлияет на рынок ЖКХ". Проект запущен в сентябре 2014 года, сейчас команда ищет инвестиции в размере 20 млн рублей, предлагая инвестору за них 10%.
"Деньги мы вернем через 12 месяцев, и я лично готов это гарантировать своими активами", — заявил в финале своего выступления предприниматель. На это отозвался Алексей Фурсов: "Я ничего не понимаю в ЖКХ, но вы единственный, кто сказал эту фразу, и это повод рассмотреть ваш проект внимательнее. При ваших личных гарантиях возврата денег готов это обсудить".
В беседу вмешался Аркадий Пекаревский: "Идея важна, практически полезна. Но я расстраиваюсь как бизнесмен. Мне ясно, кто и за что платит, — где изюминка проекта?" "Наш покупатель — это лицо, которое хочет провести общее собрание, чтобы было все в соответствии с законом. Это ТСЖ, например", — ответил ему Никита Грайворонский.
Диалог поддержал Николай Страх: "Кому этот сервис полезен, лично мне очевидно, неясно другое: кто ваш инвестор и кого вы ищете.Тот, кто готов проинвестировать в историю, которая на растущем рынке даст заработать 100 млн рублей, но потом перестанет жить? Конкуренты у вас есть: таких сервисов много, и инвестора убедить будет сложно. 20 млн рублей — это цифра небольшая, идите в банк, получайте кредит".
"У меня один ограниченный ресурс — время. Моя задача — быстро договориться с крупными управляющими компаниями, у которых сотни домов", — объяснил создатель проекта "Собрание дома", почему только кредит его не устроит. Ознакомиться с деталями проекта можно здесь.
Мобильник на колесиках
После трех интернет-проектов (третьим выступал как раз будущий победитель "Биржи") жюри увидели стартап из реального сектора.
"Мы назвали его Gilley", — гордо начал свое выступление Андрей Жаденов, показывая на роботизированный чехол для смартфона. "Это самый маленький робот телеприсутствия, который сейчас возможен на рынке", — продолжил конструктор. По его мнению, такой чехол позволяет смартфонам перейти на новую ступень эволюции и обзавестись возможностью самостоятельного передвижения. К чехлу приделаны колесики: телефон может подъехать к хозяину, уехать на зарядку и т. д.
Разработка началась в июле 2015 года, в прототип вложили почти 1 млн рублей. Он работает и позволяет наглядно объяснять концепцию создателей, согласно которой такой чехол добавляет смартфону минимум 20 новых функций. Ознакомиться с ней можно тут. Сумма требуемых инвестиций на запуск производства — 45 млн рублей, срок окупаемости — 12 месяцев. Инвестору Андрей Жаденов предложил 25% компании.
"Как всегда бывает в этой сфере: технологию сделали, а попытаться продать ее результаты забыли", — заметил Михаил Гаврилов. Впрочем, он оценил работающую модель Gilley и посоветовал стартапу найти деньги с помощью краудфандинга.
Между тем у создателя проекта есть не только научно-технический, но и бизнес-опыт. Так, предприниматель более 20 лет развивает фирму, которая работает на рынке обработки металла.
Проект оценил Владимир Княжицкий, бизнес-ангел и генеральный директор ГК "Фаст Лейн" в России и СНГ. "Это проект в тренде, его надо переосмыслить создателю, чтобы он стал более привлекательным. Робочехол — это пока не продукт, но надо искать продуктовую составляющую, и искать ее, судя по всему, в области интеграции с компьютерными играми".
Промышленные масштабы
Затем инвесторы увидели сервис по промышленной кооперации для владельцев промышленного оборудования, поставщиков сырья для него и специалистов, умеющих на нем работать. В проект вложено почти 3 млн рублей. Его в 2015 году запустил владелец производственной компании, компании по оптовой и розничной торговле светодиодными комплектующими и бизнеса по широкоформатной печати.
Узнать детали стартапа можно тут. По задумке создателя, сервис позволяет дозагрузить мощности, поставщикам — найти новых заказчиков, специалистам — найти работу. "Благодаря моей площадке, можно узнать, есть ли в Петербурге станок, гнущий проволоку, который при этом свободен в необходимый день", — объяснил Владимир Сафонов.
"Тут все соискатели инвестиций говорят такие красивые, понятные вещи, но кто за них будет платить и за что — в 90% случаев неясно. Единственное, кого хочу отметить, это PromSharing: здесь можно найти, где деньги брать, — отметил Аркадий Пекаревский. — Идея мне нравится, проблема очень реалистичная". Главное, что не поняли инвесторы, — как убедить владельцев промышленной техники и недвижимости допускать до своих активов неизвестных им людей.
"Вам не хватает нишевости: и строительная техника, и для бурения скважин, и тот станок, и этот — возьмите одну нишу и направьте туда усилия. Будет намного эффективнее", — посоветовала Полина Лукьянова, директор бизнес-инкубатора "Ингрия". Она идею сервиса, который бы объединял все ниши, где задействуется промышленная техника, не оценила.
Елена Силинская, директор по развитию венчурного фонда и акселератора iDealMachine, предложила стартапу принять приглашение в акселератор и там, вместе с экспертами, разобраться во всех слабых сторонах проекта.
Гипермаркет онлайн-обучения
Последним перед инвесторами выступил создатель площадки Daisy Education. Она включает как каталог образовательных продуктов широкой линейки (тренинги, семинары, книги), так и продюсерский центр для авторов (по принципу музыкального продюсирования), инструменты для организации живых и онлайн-событий в едином ключе и мобильное приложение для возможности удаленного обучения.
"Это AppStore для всех онлайн-курсов, доступных пользователю. Это букинг знаний, не просто маркетплейс или каталог, а образовательная площадка, гипермаркет курсов. Проект работает 1,5 года, 5 млн рублей уже в него вложено. Сейчас продукт готов на 90%", — объяснил Алексей Богомолов. До Daisy Education он развивал бизнес по розничной торговле цифровой техникой.
Стартап ищет 25 млн рублей и готов предложить инвестору 50% доли в компании. Подробности проекта можно узнать тут.
Член совета директоров "Максидом" Мария Евневич идею проекта поставила под сомнение. Она пояснила, что гипермаркет "без фишки" и главной идеи работать не будет. "Я не понимаю, почему я должна пойти в ваш гипермаркет, а не через дорогу. Только из-за контекстной рекламы? Это работать не будет", — поделилась она своими размышлениями. Выступающий, конечно, с ней не согласился и заявил, что, если пользователям дать возможность выбирать любой курс из любой сферы на единой удобной площадке, пользователи это оценят.
"Инвестиции сродни медицине, поэтому я как инвестор поставлю диагноз, — резюмировал Михаил Раяк, заместитель директора Фонда поддержки промышленности, директор технопарка "Политехнический". — У нас четыре из шести соискателей пришли из бизнеса и теперь пытаются развить новое направление. У них, видимо, сложилось ложное представление об инвесторах: что это люди, которые разбрасывают деньги с вертолета и потом ждут, когда что-то прорастет.
На самом деле один из инвесторов однажды очень хорошо сказал: "Это мои деньги, я, в конце концов, могу потратить их на себя и не запихивать в бизнес. Поэтому, когда вы приходите из бизнеса и видите, что в жюри не только менторы и коучи, но и предприниматели, отдавайте себе отчет: у нас голова работает так же, как у вас. Первый и последний вопрос почти ко всем: где продажи?"
"Да, это были продуктовые презентации, — поддержал коллегу Николай Страх. — Кроме "Е-Контенты", самые большие перспективы с точки зрения инвестора у проекта "Собрание дома". Это простой, понятный, необходимый сервис. Если бы создатель смог подтвердить масштабируемость существующей бизнес-модели, с рынка выстроилась бы очередь желающих дать денег".
На фото: на фото: Никита Грайворонский, СобраниеДома
Член совета директоров "Максидома" Мария Евневич:
В этот раз было много Интернета. 90% идей полезных, но совершенно неочевидных с точки зрения бизнес–модели. Неясно, где тут клиенты.
По порядку. Стартап Enjino для участников автобизнеса. Никто не понял, зачем проекту так много инвесторских денег на маркетинг. Причем сразу. Деньги на рекламу и продвижение должны показывать, что они окупаются. То есть постепенно приводить клиентов. 140 млн рублей сразу — это, простите, очень странно.
Инструмент для организаторов собрания собственников "Собрание дома" — очень понятная история. Сама идея неплохая, проблема есть: люди не ходят на собрания собственников. Но при этом у них есть и мнение, и право голоса, и желание проголосовать. Так дайте им эту возможность. Но как сделать, чтобы это был настоящий бизнес, увы, непонятно.
Мобильный чехол и робот Gilley. Одна из указанных ниш применения — наблюдение за ребенком. Вы в одной комнате, он — в другой. Это значит, нужно два телефона, два чехла. Но и качество наблюдения будет как при видеозвонке. Зачем тогда покупать этот девайс? Проект еще дорабатывать и дорабатывать.
Сервис персонализированного онлайн–маркетинга "Е–Контента". Технология сверхполезная и много в какой отрасли эффективно работает. Тема для бизнеса выбрана правильная, но преимущество, уникальность, особенность технологии для меня остались за кадром.
PromSharing для промышленников — это хорошо. Я понимаю, что предприятия хотели бы загрузить свои мощности, но, честно говоря, не очень понимаю, кто это будет покупать. Какие–то стартапы или люди из других регионов? Откуда наберется так много людей, которые в состоянии загрузить все мощности заводов? Специалисты, которые ищут работу? Понимаю, они есть. Люди, которые хотят загрузить свои станки, — да. Аренда строительной техники — да, очевидно, работает. Но люди, которые хотят заказать что–то промышленное, на сложном станке, с нашим инвестиционным климатом, с нашим количеством новых проектов, желанием россиян заниматься бизнесом, а не служить в госструктурах, — не понимаю. Утопия.
И про образование. Проект Daisy Education. Нет ключевого отличия данного проекта от десятков и сотен тысяч образовательных систем в Интернете. Гипермаркеты есть разные. На одном написано: "Каждый день низкие цены". На другом: "Сегодня двойная скидка". На третьем: "У нас самый лучший сервис". Сначала человек выбирает гипермаркет, а потом ходит внутри по отделам. Я не понимаю, почему я должна пойти в ваш гипермаркет, а не в другой, на соседней улице. Только из–за контекстной рекламы? Хорошо, допустим. Но как добиться, чтобы человек, который прошел там, например, курсы эзотерики, стал искать курсы бухгалтерии там же, а не в Интернете? Тем самым заставляя создателей снова тратиться на контекст.
Следующая "Биржа стартапов" пройдет в конце сентября. Получить обратную связь от экспертов и бизнес-ангелов, познакомиться с инвесторами и, возможно, услышать заветное "да" можно будет, подав заявку на участие в проекте. Для этого нужно написать письмо на startup@dp.ru и рассказать о себе. Заявки принимаются до 14 сентября.
В жюри 20-й по счету "Биржи стартапов" были:
- Аркадий Михайлович Пекаревский, владелец фабрики "Ацтек"
- Алексей Васильевич Фурсов, президент "Евразия Холдинг"
- Мария Александровна Евневич, член совета директоров "Максидома"
- Михаил Викторович Гаврилов, советник заместителя председателя правления БСПБ
- Михаил Раяк, заместитель директора Фонда поддержки промышленности, директор технопарка "Политехнический"
- Дмитрий Валерьевич Грозный, исполнительный редактор газеты "Деловой Петербург"
- Полина Александровна Лукьянова, директор бизнес-инкубатора "Ингрия"
- Елена Сергеевна Силинская, директор по развитию венчурного фонда и акселератора iDealMachine
- Владимир Владиславович Княжицкий, бизнес-ангел, генеральный директор ГК "Фаст Лейн" в России и СНГ
- Николай Олегович Страх, представитель Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ)