"Макдоналдс" сохраняет план роста в Петербурге - каждый год компания будет открывать четыре-шесть новых точек. При этом рынок, считают в холдинге, продолжает падать.
Как рассказал Алексей Семенов, управляющий директор McDonald's в России, в 2016 году компания постепенно реализует заявленный в начале года план: в Петербурге уже открылись две новые точки, до конца года появятся еще четыре ресторана. В 2017 году темпы роста в регионе сохранятся. Кроме того, компания планирует за 18 месяцев модернизировать оставшиеся рестораны. Сейчас в Петербурге 73 "Макдоналдса", 61 из них работает по новой системе: линия раздачи отделена от касс, а заказ можно сделать и оплатить через терминал в зале. Скоро остальные точки тоже переформатируют. Через 1-1,5 года, не исключают в компании, у ресторанов может появиться собственная служба доставки, примерно такие же сроки в руководстве сети задают и для фирменного приложения для смартфонов.
Как уже сообщалось, в 2016 году компания потратит на развитие в Петербурге около 10% от инвестиций в рестораны по стране — на 59 новых точек ушло 9 млрд рублей. За все 20 лет работы в городе, добавляет Алексей Семенов, McDonald's инвестировал в Петербурге 5 млрд рублей, и еще на 4 млрд рублей компания заплатила налогов.
В этом году, по данным Смольного, рынок общепита впервые с 2013 года вырос в сопоставимых ценах; объем рынка в I квартале 2016 года — 14,0 млрд рублей, на 0,8% больше, чем в I квартале прошлого года. Расчеты "Петростата" тоже оптимистичны: по ним совокупная выручка общепита в Петербурге за первое полугодие 2016 года составила 30,6 млрд рублей, 105,9% того же периода прошлого года. В июне и июле рост к тем же месяцам прошлого года — свыше 10%. Однако в McDonald's считают, что рынок продолжает падение — в 2014-2015 годах он стагнировал, а в 2016-м снизился на 3%. При этом сегмент быстрого питания вырос примерно на столько же, оттеснив других игроков. "Мы считаем объем рынка исходя из числа визитов — этот показатель первичен, потому что иначе положительный эффект может появиться за счет высокой инфляции, кроме того, оценивая рынок питания вне дома, учитываем даже кулинарные отделы в магазинах, — поясняет Алексей Семенов разницу в оценках. — В целом по России рынок начал падать уже в 2014 году, в Петербурге же он продержался дольше за счет туристов. Доходы местного населения упали и продолжают падать, в этом году на 5-8%". Он добавляет, что перспективы компания оценивает исходя из макроэкономических прогнозов: если заявленный рост ВВП на 1-1,5% осуществится, пропорционально вырастет и рынок общепита. "Сейчас наша основная задача — удержать свои показатели, поэтому мы модернизируем рестораны, хотя по выручке они в итоге не сильно отличаются, — продолжает эксперт. — И в долгосрочной перспективе, судя по опыту Европы и США, российский рынок может вырасти более чем в 10 раз, и даже петербургский — в разы, поэтому смысл открывать новые точки есть".
Основные конкуренты McDonald's в Петербурге — ООО "АмРест" (бренды KFC и Pizza Hut), Burger King Russia, "Теремок", "Г.М.Р. Планета Гостеприимства" (Sbarro и "Восточный базар") и другие. Кстати, по оценке "АмРест", возможности роста в городе все же ограничены — Петербург может вместить 100 ресторанов KFC. В компании "Теремок" рассказывают, что товарооборот ресторанов в 2016 году сохраняется на прежнем уровне и капитализация компании в Петербурге выросла на 10%.