В 2016 году объем гособоронзаказа, размещенного в Петербурге, достиг рекордных 300 млрд рублей. Но теперь промышленники готовятся к спаду. Из–за сокращения бюджетных ассигнований военно–промышленный комплекс города может потерять миллиарды рублей.
За последние 5 лет крупнейшие петербургские оборонные предприятия в среднем увеличили выручку почти в 3 раза (см. "Кому достался..."). Это великолепная динамика. За тот же период (с 2011 по 2015 год) совокупная выручка всех петербургских заводов и фабрик увеличилась всего на 17%.
Но теперь оборонщикам придется отвыкать от сладкой жизни и самим искать, на чем заработать. Дефицит федерального бюджета достиг таких масштабов, что под нож пошли статьи, которые еще недавно считались неприкасаемыми, в частности расходы на разработку и закупку нового вооружения.
На завершившейся в минувшие выходные выставке достижений оборонного комплекса России "Армия–2016" замминистра обороны РФ Юрий Борисов заявил, что расходы по гособоронзаказу будут сокращены. "Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о корректировке гособоронзаказа", — сказал Юрий Борисов, как бы подчеркнув, что относительно недавние заявления президента Владимира Путина уже начали воплощаться в жизнь. И не за горами тот день, когда оборонщикам придется, как сказал президент РФ, налаживать выпуск конкурентной и высокотехнологичной гражданской продукции.
Еще год назад риторика властей была совершенно иной. Премьер заверял, что на гособоронзаказ в 2016–2018 годах из федерального бюджета, несмотря на финансовые трудности, будут выделяться "очень приличные деньги".
Но нефть по $50 за баррель скорректировала планы правительства, дефицит российского бюджета преодолел отметку 3% и продолжает расти, резервные фонды истощаются. На этом фоне Минфин готов урезать любые расходы, сокращение которых не вызовет социальной напряженности.
Ранее сообщалось, что Минфин предлагает сократить военные расходы в следующем году на 6% относительно уровня 2016 года, что позволит экономить около 192 млрд рублей в год (в 2016 году по статье "национальная оборона" в бюджете заложено 3,157 трлн рублей).
Потери петербургских оборонных предприятий могут достигать 18 млрд рублей в год (6% от суммы контрактов местных заводов).
Как писал "ДП", объем гособоронзаказа, размещенного на петербургских заводах, в 2016 году достиг рекордных 300 млрд рублей, что в 2,7 раза выше уровня 2011 года. Причем около 60% от суммы гособоронзаказа делят компании, участвующие в строительстве кораблей и подводных лодок.
Не определились
Год назад при обсуждении бюджета военные заявляли, что готовы отказаться от расходов на разработку нового вооружения, сократить количество вновь закладываемых кораблей. Так, в начале 2016 года представитель ВМФ РФ заявил "ДП", что, например, в этом году не планируется закладывать новые надводные корабли, в частности на Северной верфи, отметив при этом, что достройка кораблей будет профинансирована полностью. И в июле Северная верфь получила госгарантии на 9 млрд рублей на достройку двух первых фрегатов проекта 22350 — их флот уже заждался.
Источник в Смольном рассказал "ДП", что пришлось приложить немало усилий, чтобы добиться контракта для Адмиралтейских верфей на строительство еще одной серии дизельных подводных лодок проекта 636.3.
Контракт подписали в минувшую пятницу на форуме "Армия–2016". Хотя о том, что петербургская верфь получит этот заказ, некоторые участники рынка говорили еще в конце 2015 года. Этот спасительный контракт позволит верфям пережить еще 3–4 года. А там, возможно, судозавод привлечет гражданских заказчиков.
Перспективы неатомных субмарин проекта 677 "Лада", строящихся на Адмиралтейских верфях, остаются весьма туманными. Верфи достраивают пару лодок, а будут ли еще заказы Минобороны — непонятно. Есть идея оснащать субмарины этого проекта воздухонезависимой энергетической установкой. Но "Рубин" пока не может запустить ее в серийное производство, говорят, что установка проходит испытания.
Новые разработки атомных субмарин тоже под вопросом. "Долгосрочные договоры по атомоходам проекта 885, подписанные в 2011 году, финансируются в установленные сроки. Проблем никаких нет", — подтвердил Владимир Дорофеев, глава АО "Санкт–Петербургское морское бюро машиностроения "Малахит" (разрабатывает многоцелевые атомные подводные лодки). Но комментировать ситуацию по новым контрактам он отказался.
Ранее сообщалось, что "Малахит" получит контракт на разработку многоцелевой атомной подводной лодки пятого поколения "Хаски". "По "Хаски" пока ничего говорить не буду", — отрезал Владимир Дорофеев. Перспективы сокращения гособоронзаказа, как говорят промышленники, будут обсуждать с вице–премьером Дмитрием Рогозиным на военно–промышленной коллегии, заседание которой пройдет 28 сентября на петербургском Обуховском заводе.
Переход от оборонки к гражданке
С 2011 года, когда расходы федерального бюджета на оборонку начали стремительно расти, обороты наиболее успешных петербургских военных заводов увеличились почти в 10 раз. Например, ПАО "НПО Завод "Волна" (производит комплексы радиоэлектронной борьбы), купленное Александром Кашиным в начале 2000–х, с 2011 по 2015 год увеличило оборот с 477 млн рублей в год до 4,3 млрд.
На обновлении подводного флота России Адмиралтейские верфи (входят в государственную Объединенную судостроительную корпорацию) заработали больше всех — совокупный доход судозавода с 2011 по 2015 год составил 140 млрд рублей (причем доход предприятия ежегодно увеличивался в среднем на 46%). Такими же темпами прироста может похвастаться только производитель зенитно–ракетных комплексов — Обуховский завод (входит в концерн ВКО "Алмаз–Антей"). С 2008 года концерн вложил в модернизацию и создание в Петербурге Северо–Западного регионального центра 30 млрд рублей, а заработали на гособоронзаказе местные предприятия концерна с 2011 года уже более 60 млрд рублей.
О гражданских заказах мечтают все оборонщики, но весомыми доходами от них не может похвастаться никто. Так, когда доходы радиотехнического завода "Авангард" сократились на 10%, предприятие так и не смогло компенсировать спад за счет гражданской продукции. "Завод вложил 1,5 млрд рублей собственных средств в создание производства микросистемотехники. Три года назад руководство решило развивать гражданское направление, но на потребительский рынок выйти очень сложно, поэтому решили выпускать продукцию для госнужд. Гособоронзаказ помог заводу выжить", — говорит Михаил Скачков, глава петербургской Ассоциации предприятий радиоэлектроники.
Оборонщики могли бы компенсировать спад оборонзаказа экспорта, но и он с 2015 года падает.
“
Надеюсь, сокращение производства в нашем оборонно–промышленном комплексе в ближайшие годы если и произойдет, то незначительное. В первую очередь речь идет о сокращении традиционных видов вооружений. А петербургская промышленность производит уникальные изделия. За последние годы мы создали очень неплохой задел по контрактам. И нашим предприятиям предстоит еще большая и долгая работа, чтобы выполнить подписанные в этом году контракты. Надеюсь, за это время оборонные предприятия наладят выпуск гражданской продукции, а затем и нарастят его.
Максим Мейксин
председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт–Петербурга
“
Мы уже давно готовимся к спаду. Он неминуемо произойдет. Поэтому активно развиваем наше редукторное производство, так как редукторы могут быть востребованы не только военными, но и гражданскими потребителями. Но главная наша ставка — на новую разработку — дизельный двигатель "Пульсар", который прежде всего ориентирован на гражданских потребителей. Сейчас мы имеем крупный гособоронзаказ, он загрузит нас работой в ближайшие 5 лет, а потом, мы надеемся, начнем выпускать "Пульсар" и он позволит нарастить обороты.
Павел Плавник
Председатель Совета Директоров Завода "Звезда"
“
В том, что государство начнет экономить на гособоронзаказе, сложно было сомневаться. Будут жестче подходить к ценообразованию. Не исключаю, что сократят закупки типичных вооружений, но высокотехнологичную продукцию, уверен, продолжат закупать, может, даже в больших объемах. А это как раз наша тематика. Допустим, гособоронзаказ сильно упал, будем наращивать выпуск гражданской продукции. Даже если не получится с гражданской продукцией, будем сдавать площади завода в аренду. Не пропадем. А потом снова начнется длительный цикл обновления вооружений.
Александр Кашин
Председатель Совета Директоров Холдинговой Компании "Эго–Холдинг"