Склонность к ведению предпринимательской деятельности часто считают чуть ли не национальной особенностью уроженцев тех или иных стран. "ДП" узнал, может ли статистика подтвердить, например, то, что среди евреев — наибольшее количество успешных бизнесменов.
О том, можно ли родиться успешным предпринимателем, давно спорят не только обыватели, но и ученые. Одни, ссылаясь на статистику, уверяют, что в ведении бизнеса может помочь ряд врожденных признаков, другие категорически отвергают такие утверждения. Не менее интересный вопрос — могут ли представители определенной национальности быть более успешными в бизнесе. Например, жителям арабских стран давно приписывают таланты в области торговли, а уроженцев Израиля считают успешными чуть ли не в любом бизнесе.
Универсального метода оценить, кто успешнее, конечно, нет. Но есть исследования, помогающие опровергнуть миф о том, что склонность к предпринимательству может быть национальной чертой или, напротив, превратить стереотип в научно доказанный факт.
Бизнесмены из Уганды
В 2015 году компания Approved Index узнала, сколько жителей тех или иных стран открыли бизнес в последние 3,5 года. Вычислив соотношение предпринимателей к остальным жителям, компания составила список самых склонных к предпринимательству стран.
Читайте также:
Бизнес
Тест. Кто вы среди успешных бизнесменов
Доля предпринимателей, основавших бизнес в последние 3,5 года среди жителей страны, %
Источник: approvedindex.co.uk
Результаты оказались неожиданными — лидером по количеству предпринимателей стала Уганда. Среди населения этой страны нашлось 28,1% новоиспеченных владельцев бизнеса. Второе и третье места в рейтинге достались Таиланду и Бразилии. В целом первую десятку сформировали развивающиеся страны. Например, в список вошли Камерун, Ботсвана, Ямайка и Ангола. А вот в первой десятке "антипредпринимательских" стран оказались Италия, Япония, Франция и Испания. Кстати, России в антирейтинге досталось 13 место, и ее лишь ненамного обогнала Финляндия.
Удивительные результаты авторы статьи объяснили следующим образом — в развивающихся странах жителям сложно трудоустроиться, поэтому им ничего другого не остается, как стать предпринимателями. То есть приписывать национальную склонность к ведению бизнеса уроженцам Уганды и Ботсваны пока рано. Нечто подобное наблюдалось в России в начале 1990-х, когда тысячи людей вынужденно шли в бизнес — становились челночниками. Российский премьер-министр Дмитрий Медведев, кстати, недавно тоже посоветовал учителям идти в бизнес, если они недовольны зарплатой — так что, возможно, в следующем рейтинге мы приблизимся к африканцам.
Подтвержденный стереотип
Гораздо более показательным можно считать изучение поведения представителей разных национальностей, находящихся в одинаковых условиях. Подобное исследование провела компания Migreat, обработавшая в 2014 году данные Института фискальной политики и выявившая самых предприимчивых мигрантов.
В компании оценили доли предпринимателей среди представителей той или иной диаспоры, проживающей на территории США. Самый внушительный результат (более 20% предпринимателей) продемонстрировали выходцы из Греции. Почти такой же доля оказалась среди тех, кто приехал из Израиля и Палестины. Так что стереотип о предприимчивых выходцах из Израиля можно в какой-то степени считать научно доказанным. Правда, они не в одиночестве на этой вершине.
Кстати, желающие подтвердить распространенное мнение о том, что среди евреев больше всего успешных бизнесменов, регулярно находят в списках самых богатых людей от 11% до 20% уроженцев Израиля.
В соответствии с исследованием Migreat оказалось, что среди тех, кто приехал из Ирана, Сирии и Южной Африки, около 15% основали свой бизнес. Среди выходцев из России и стран бывшего СССР (не включая Украину) обнаружилось чуть более 5% предпринимателей, столько же — среди приехавших с Украины и из Эквадора. А доля основавших собственный бизнес мексиканцев среди всех переехавших в США уроженцев этой страны — всего 2%. При этом по отношению к общему количеству мигрантов разных национальностей больше всего как раз предпринимателей-мексиканцев, а также основавших свой бизнес индусов и китайцев. Склонность последних к предпринимательству отмечал в своих работах и известный голландский социолог, специалист по интеркультурным коммуникациям Гирт Хофстед.