Центризбирком совместно с петербургскими оппозиционерами 2 часа утюжил петербургские выборы, называя их "циничными", "ужасными" и изобилующими грубыми ошибками. Правда, что-то сделать, как выяснилось, можно только через Генпрокуратуру. Но ЦИК, судя по всему, настроен решительно.
Состоявшееся накануне заседание ТИК №23 с участием члена ЦИК Евгения Шевченко и председателя Горизбиркома Виктора Панкевича, по-видимому, привело Центризбирком в крайнее раздражение. Речь вообще сначала шла только о 217-м округе, где кандидат от Партии роста Оксана Дмитриева, уступившая единороссу Михаилу Романову, жаловалась на многочисленные нарушения при подсчете голосов. Но на заседание решили пригласить (через видеомост) также представителей "Справедливой России", "Яблока" и организации "Наблюдатели Петербурга", которые принялись обличать состояние дел и в других округах.
Виктор Панкевич, надо сказать, попытался подготовиться. Перед заседанием ЦИК была уволена председатель ТИК №2 Ольга Лакшина — именно там в ночь выборов кандидат от СР Алексей Ковалев оказался бит полицейскими. Он вместе с журналистами и наблюдателями пытался пройти в помещения ТИК, чтобы проверить подозрительные махинации с бюллетенями. Так что, когда Алексей Ковалев изложил эту историю членам ЦИК, на это Виктор Панкевич мог что-то ответить.
Но обвинений было значительно больше. Тот же Алексей Ковалев рассказал о сотнях "карусельщиков", работавших в пользу единоросса Виталия Милонова; его соратники Марина Шишкина и Александр Евсеев — о поддельных протоколах, продаже открепительных удостоверений и расхождениях в данных о количестве избирателей у наблюдателей и членов избиркомов; Оксана Дмитриева — о том, как в стопки бюллетеней, поданных за Михаила Романова, складывали бюллетени других кандидатов (в первую очередь, по ее словам, голоса отбирали у коммуниста Святослава Сокола); "яблочник" Михаил Амосов — о том, как членов избиркомов и наблюдателей не впускали обратно, если они во время подсчета голосов отлучались.
И все жаловались на невыдачу копий протоколов, массовое голосование военных, вольное обращение председателей УИКов с документами, отказ в рассмотрении жалоб и т. д. К общему хору присоединилась и руководитель аппарата петербургского омбудсмена Александра Шишлова Ольга Штанникова, рассказавшая о жалобах на агитацию без выходных данных, удаление и недопуск наблюдателей и других проблемах. Сам Александр Шишлов не пришел — то ли был в отъезде, как было заявлено, то ли неудобно было выступать с критикой после того, как в ночь выборов сидел рядом с Панкевичем и рассуждал о честных выборах.
Виктор Панкевич пытался отбиваться — сообщил, что уволена также председатель УИК №839, и пообещал взяться и за других глав УИКов и ТИКов. Но этим он не пронял членов Центризбиркома: "Да они только рады будут, что их отстранили, — возмутился Борис Эбзеев. — Что они не будут в этом дерьме дальше кувыркаться".
Больше всего ЦИК возмущался историей с 217-м округом, точнее неуважением к себе. "Наглым образом в четыре подписи принимают протокол, хотя мы просили хотя бы повременить до разбирательства, — бушевала Элла Памфилова. — Вызывающее, циничное применение административного ресурса!" ЦИК настоятельно рекомендовал Виктору Панкевичу уволить главу ТИК №23 Тимура Шохина, который не только допустил "очевидные и грубые ошибки", но и вообще держал, по словам Евгения Шевченко, "пальцы веером". Досталось Виктору Панкевичу и в целом за то, что он не смог кардинально переформатировать комиссии всех уровней и все "тяжелое наследие 2011 года" осталось на своих местах.
Вдоволь наругавшись, члены ЦИК принялись думать, что теперь с этим делать. Долго выясняли, могут ли они просто взять и прямо сейчас отменить итоги на 217-м округе и объявить пересчет голосов. Но оказалось, что юридически сделать этого уже нельзя: формально нет жалоб, которые не рассмотрены на момент подписания протокола. Хотя некоторые члены ЦИК настаивали, что отмена возможна, Элла Памфилова не пошла на это.
Решили обратиться в Генпрокуратуру с просьбой провести всестороннюю проверку жалоб, с тем чтобы уже прокуроры обратились в суд об отмене результатов выборов. Как повернется дело дальше — вопрос. С одной стороны, Элла Памфилова настроена явно решительно как минимум в отношении 217-го округа, с другой — есть риск, что дело, как обычно, утонет в череде ничего не подтверждающих проверок и развалится.
"ЦИК имеет полное право отменить результаты выборов. Есть прямая норма в законе 2014 года о выборах депутатов Госдумы. Я считаю, что этого не произошло, потому что, возможно, руководитель правового управления ЦИК Сергей Алешкин ввел в заблуждение председателя Центризбиркома России, — отметил член Горизбиркома от Партии роста Алексей Березин. — Вот член ЦИКа от КПРФ Евгений Колюшин, по книжкам которого я учился, пытался деликатно объяснить Элле Памфиловой, что такая возможность у ЦИКа есть. Но она, к сожалению, не юрист и с ходу не смогла разобраться. А господин Алешкин достался ЦИКу в наследство от Владимира Чурова".