Авиакомпания "Россия" целиком не интересна инвесторам. Поэтому, полагают эксперты, "Аэрофлот" и заявляет, что не хочет ее продавать, а на самом деле хочет, но никто не берет. В группе "Аэрофлот" "Россия" — самый низкорентабельный актив, за исключением "Победы", которая только подбирается к точке безубыточности.
"Аэрофлот" в ближайшем будущем может продать мажоритарный пакет акций объединенной авиакомпании "Россия", написали "Ведомости" в середине недели, ссылаясь сразу на трех крупных федеральных чиновников. "Аэрофлоту" принадлежит 75% акций авиакомпании, а остальные 25% у Смольного. Как ранее писал "ДП" со ссылкой на свои источники, между Смольным и "Аэрофлотом" происходил торг по поводу "России": Смольный предложил свой пакет акций "Аэрофлоту", а "Аэрофлот" свои 75% — Смольному. Причем, как говорят высокопоставленные источники, "Аэрофлот" готов продать петербургской администрации свой пакет чуть ли не за рубль.
Но даже лишнего рубля в бюджете города не нашлось на покупку авиакомпании. А мечта создать хаб из регионального аэропорта Пулково у городских властей есть. Но только подкрепить они ее ничем не могут. Хаб получится только тогда, когда в Пулково начнут слетаться пассажиры со всех регионов страны, а затем отсюда начнут разлетаться по миру.
Но для "Аэрофлота" ключевые аэропорты в Москве. Главная роль "России" — подвозить в столицу пассажиров. Здесь, собственно, и зарыта причина конфликта местных чиновников со столичным авиаперевозчиком.
"Ведомости" утверждают, что вице-премьер российского правительства Аркадий Дворкович уже дал поручение Министерству транспорта Российской Федерации представить предложения о возможной продаже "Аэрофлотом" компании "Россия".
Читайте также:
Авиация
Зачем Роману Троценко нужен 1% аэропорта Пулково
Вполне вероятно, что все так и происходит, но только нет желающих купить компанию. Поэтому "Аэрофлот", делая хорошую мину при плохой игре, публично заявляет в ответ на все публикации в прессе, что не хочет продавать "Россию". "Стратегия группы "Аэрофлот" заключается в создании отечественного авиационного холдинга, и авиакомпания "Россия" является составной его частью. Стратегия была утверждена правительством России", – цитирует представителя "Аэрофлота" Интерфакс.
"Россия" может быть интересна такому инвестору, который заинтересован создании хаба на базе Пулково, будет развивать перелеты по Северо-Западу. Такой инвестор — очень редкий, можно сказать, что продавать "Россию" и некому", — говорит отраслевой эксперт, не пожелавший называть своего имени.
С ним соглашается руководитель агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев: "Предположу, что "Аэрофлот" был бы рад продать "Россию", но только всю, целиком. А вся авиакомпания "Россия" не столь инвестиционно привлекательна, чтобы инвесторы выстраивались в очередь. После банкротства "Трансаэро" "Россия" получила самолеты и направления, которые можно выгодно эксплуатировать. Но также она получила дальнемагистральные воздушные суда, которые будут поставлены на дальневосточных направлениях. А они уже не сулят перевозчикам прибыли". Получается, "Россию" выгодно продать по частям — найти инвестора на прибыльные туристические направления, а рейсы закрыть.
Когда в 2012 году "Аэрофлот" покупал 75% акций "России", авиакомпания стремительно приближалась к банкротству. Остальные акции (25%) благодаря усилиям экс-губернатора Валентины Матвиенко Смольный получил в дар от Ростехнологий, которые управляли "Россией" и проводили акционирование федерального государственного унитарного предприятия "Россия". Буквально через год "Аэрофлот" вывел "Россию" в прибыль. Впрочем, валовая рентабельность перевозок у нее 3,6%, что существенно ниже, чем у "Аэрофлота" — 9,8%. "Думаю, "Аэрофлот" не будет сопротивляться, если найдется покупатель на "Россию", — полагает Олег Пантелеев.
В конце 2015 года "Аэрофлот" решил присоединить к "России" две своих "дочки" — "Донавиа" и OrenAir ("Оренбургские авиалинии"). Все эти компании объединяют весьма слабые финансовые результаты в сравнении с "Аэрофлотом" и другими его "дочками". Компании покрепче в объединение не вошли, например, авиакомпания "Аврора", которая с завидной валовой рентабельностью, свыше 10%, перевозит пассажиров на Дальнем Востоке.
Созданная на базе "России" компания заняла нишу в среднем ценовом сегменте. Однако он оказался не столь динамично развивающимся, как премиум-класс (в котором работает сам "Аэрофлот") и лоукост (в дешевом сегменте летает "дочка" "Аэрофлота" авиакомпания "Победа"). Число авиапассажиров, щедро платящих за перелет, сокращается, зато растет количество тех, кто охотно экономит на билетах, поэтому, как отмечают эксперты рынка, перспективы "России", работающей посередине, очень туманны.