Рынок "умных" интернет–вещей в РФ за первое полугодие прибавил 75 млрд рублей. IT–компании рассчитывают, что дальше рынок будет двигаться за счет госпрограмм в области транспорта, ЖКХ, фискального учета.
Несмотря на серьезное отставание России от Запада по части Интернета вещей (Internet of things — IoT), о котором говорят все аналитики, IoT уже прочно вошел в нашу жизнь. Упрощенно, это взаимодействие устройств, физических предметов друг с другом. Самый простой пример IoT — это когда навигатор в машине передает в дата–центр "Яндекса" информацию о загруженности дорог, после ее анализа мы получаем рекомендацию изменить маршрут движения, чтобы объехать пробку.
Другой пример: видеоаналитика в офисе обслуживания банка или в салоне сотовой связи позволяет быстро идентифицировать неблагонадежных посетителей, которые уже успели "засветиться" в других офисах, и наоборот, поднять приоритет в обслуживании для постоянного и благонадежного клиента.
В России объем инвестиций в Интернет вещей в 2016 году составит $4 млрд, и в ближайшие 4 года рынок будет прибавлять ежегодно по 21,3%, до $9 млрд в 2020 году, следует из отчета IDC Russia. Доходы от проектов IoT в 2015 году составили $3,5 млрд, к 2018 году ожидается рост до $5,7 млрд.
Согласно отчету, более половины объема рынка IoT в РФ приходится на производство, транспорт и энергетику: управление производственным оборудованием в режиме реального времени, мониторинг грузоперевозок, интеллектуальные энергосистемы. При этом самым динамично растущим сектором аналитики называют страховую отрасль, где уровень инвестиций, по прогнозам, вдвое превысит средние показатели по рынку. Следующим по объему инвестиций в IoT направлением является госсектор, движимый идеей создания "умных городов".
Сотовая доля
По данным J’son&Partners Consulting, на конец 2015 года общее число IoT–устройств в России превысило 16 млн штук, включая девайсы, соединенные посредством сотовых, фиксированных, Wi–Fi–сетей и других технологий ближнего действия. В отличие от мирового рынка IoT / M2M (machine–to–machine — технологии, позволяющие устройствам обмениваться информацией), где, по данным Ericsson, из 4,6 млрд подключенных M2M–устройств лишь 9% (0,4 млрд) имеют подключение через сотовую сеть, в России на технологию сотовой связи приходится значительно более высокая доля.
По оценкам оператора МТС, объем M2M–рынка за первое полугодие составил 7,8 млн sim–карт, что на 30% больше, чем годом ранее. Свою долю МТС оценивают в 52% (4 млн телематических sim–карт, рост 25%). В "МегаФоне" рост в сегменте В2В по М2М составил 27%, до 2,27 млн sim–карт, рост выручки за полугодие оператор оценил в 49,5%. Выручка Tele2 в сегменте М2М / IoT увеличилась почти в 6 раз в первом полугодии 2016 года. В деньгах объем российского M2M–рынка, согласно исследованию МТС, вырос на 33,3%, до 300 млрд рублей, — этот скачок оператор объясняет ростом спроса на технологии BigData (анализ больших объемов разноплановых данных).
Что касается M2M, в России возможны перспективные проекты в ретейле, автомобилестроении, страховании транспортных средств — в целом развитие рынка будет, но не стремительное, считает архитектор бизнес–решений VMWare Артем Гениев.
На плечах госсектора
По прогнозу МТС, рынок IoT будет расти до 40% ежегодно, в основном за счет госпрограмм и запросов бизнеса. Так, наибольший скачок будет связан с госпроектами в области экстренного реагирования при авариях транспортных средств, реализации законопроектов в области ЖКХ и смарт–счетчиков, разработки национальной платформы и национальных стандартов для электроники и ПО в области IoT.
В J’son&Partners также отмечают роль госпрограмм в развитии IoT–рынка. Высокую динамику роста подключенных устройств в 2016–2018 годах будет определять сочетание обязательных к исполнению госпрограмм (подключение кассовых аппаратов к ЕГАИС и системе фискального учета, развитие программ IoT / M2M в ЖКХ) и рыночные механизмы ("умное автострахование").
В базовом сценарии J’son&Partners рынок будет демонстрировать устойчивый рост благодаря развитию массовых IoT–сервисов и достигнет уровня 32 млн подключенных устройств, рост их числа в среднесрочной перспективе составит 25–30% в год Тем не менее из–за более высоких темпов роста мирового рынка IoT доля России к 2018 году снизится до 0,1%, прогнозируют в J’son&Partners.
Примечательную деталь добавляет член правления корпорации "Галактика" Сергей Петров: "Если смотреть на опыт других стран, то у нас отношение к Интернету вещей более "мирное". Например, в США самым крупным покупателем IoT из учреждений госсектора является Министерство обороны". В России же для многих предприятий прогнозирование и формирование карты надежности требует онлайн-статистики. Взаимодействие с различными датчиками и счетчиками наиболее востребовано в нефтегазовом комплексе, энергетике и транспортной сфере, считает представитель "Галактики".
В AT Consulting отмечают, что не все области бизнеса охвачены теми или иными госпрограммами, нацеленными на развитие технологий в IoT. Компании смогут и будут тратить на IoT столько денег, сколько подразумевают их планы по модернизации производств. При этом, не все сейчас готовы к таким преобразованиям, еще предстоит проделать комплексную работу по подготовке "почвы" для интернета вещей.
"Сейчас нужно сосредоточиться на достижении "умного IoT", при котором человеку будет достаточно поставить цель, а поиском методов ее достижения займется уже ИТ-ландшафт. На мой взгляд, это то, что позволит осуществить значительный прорыв в развитии самих технологий и возможностях их применения в бизнесе. И дальнейший рост рынка должен объясняться только естественными потребностями, а не искусственными государственными вливаниями", - уверен глава Северо-Западного филиала компании AT Consulting Евгений Гончаров
“
В нашей практике есть совершенно неожиданные решения из области Интернета вещей. Пару лет назад мы сделали внутри компании "шуточный" сервис под названием "пробки в столовой": в корпоративной соцсети в режиме реального времени можно посмотреть текущую загруженность столовой нашего офиса, а также прогноз времени, которое вы потратите на очередь. Архитектура такого решения с системой видеоаналитики и прогнозной моделью полностью соответствует концепции Интернета вещей. Каково же было наше удивление, когда один из наших заказчиков попросил развернуть им такое же решение в столовой центрального офиса — вот уже 2 года, как они бьются над эффективным решением проблемы огромных очередей.
Максим Андреев
директор по бизнес–приложениям компании "КРОК"
“
Сегодняшний рост рынка Интернета вещей в РФ во многом обусловлен запоздалым стартом в этом направлении. Другими словами, речь не столько о технологическом скачке, сколько о попытке насытить локальный рынок уже проверенными гаджетами и технологиями. Действительно, госпрограммы являются драйвером рынка M2M. Если их закрыть, в данном сегменте останутся только фитнес–трекеры и смарт–часы. У M2M–решений есть очевидные преимущества, которые особенно ценны во время кризиса. Нужна только жесткая воля, чтобы их последовательно внедрять. Все это обеспечит и 40%–ный, и 50%–ный рост в данном сегменте.
Геннадий Носенко
директор направления мобильных разработок First Line Software