Недовольство среди петербургских таксистов еще не достигло критической отметки. Но они солидарны со столичными коллегами, которые уже второй раз выходят бастовать против интернет–посредников.
Тарифы на таксомоторные перевозки в Петербурге и Москве сравнялись впервые в новейшей истории России. А в некоторых случаях поездки в столице стали обходиться даже дешевле, чем в Петербурге. Это результат внедрения передовых технологий на рынке таксомоторных перевозок. Интернет–посредники — "Яндекс.Такси", Uber, Gett и другие, собирающие заказы на извоз, — узурпировали финансовые потоки на рынке такси и теперь диктуют условия перевозчикам.
Жесткая конкуренция заставляет интернет–агентов в погоне за потребителем снижать тарифы. Причем собственной комиссией посредники не жертвуют (как правило, она составляет 20% от суммы заказа). Сегодня и в Москве, и в Петербурге уже есть такие случаи, когда пассажиру удается заплатить за поездку на такси менее 100 рублей. Хотя еще год назад предлагать извозчику сторублевку считалось моветоном. А если этот тренд сопоставить с другим — подорожанием общественного транспорта, то не исключено, что в скором времени частные извозчики начнут отбирать пассажиров у автобусов и метро. А доходы шоферов такси приблизятся к зарплатам водителей автобусов. Именно это обстоятельство и вынуждает таксистов протестовать.
Однажды осенью
Вторая половина сентября началась с шумной забастовки столичных извозчиков. Они протестовали против снижения тарифов интернет–посредниками. Так, "Яндекс.Такси" снизил стоимость поездки по всем тарифам в среднем на 100 рублей, минимальная цена поездки (протяженностью 2 км и не дольше 5 минут) опустилась до 99 рублей.
В знак протеста столичные таксисты стали с 23 сентября игнорировать заказы, поступающие не только от "Яндекс.Такси", но также и от Uber и Gett. Хотя последние стали дороже "Яндекс.Такси", а значит, исполнять их заказы оказалось выгоднее. Предыдущую забастовку извозчиков в Москве также спровоцировал "Яндекс.Такси": агент повысил свою комиссию с 10 до 20%.
В Москве через интернет–посредников проходит 70% заказов такси. А в Петербурге — только 30%. В этом ключевое отличие Северной столицы от Белокаменной. Но если в Петербурге не бастуют, так это до поры до времени, уверены в одной из таксомоторных компаний. По мнению специалистов "Таксовичкоф", снижение тарифов в условиях экономического кризиса вполне может стать причиной социального взрыва. "Таксовичкоф" выступает за "классические службы такси", которые предлагают клиентам определенный стандарт качества предоставляемых услуг и способствуют развитию отечественной таксомоторной отрасли. "Иностранные агрегаторы работают как сервисы по аренде автомобилей и водителей и платят налоги не на территории РФ. Увеличение их представленности на рынке приведет к резкому сокращению налоговых поступлений от таксомоторных предприятий в региональный бюджет и будет способствовать общему снижению уровня жизни горожан. Другим серьезным последствием станет резкий скачок безработицы, как следствие возрастание преступности и общественного напряжения в целом, так как многие "классические службы такси" не смогут справиться с демпингом и уйдут с рынка", — считают в компании.
"IT–компании, которые искусственно снижают ценник и с которыми мы сегодня вынуждены конкурировать, формально занимаются оказанием информационных услуг и не несут ответственности за жизнь и здоровье пассажира", — объясняют нюансы в ГК "Петербургское такси 068".
Такси ждет перемен
По словам таксистов, клиенты охотно пользуются услугами интернет–посредников благодаря низкой цене за поездку, которую те предлагают. Однако низкая стоимость услуги возможна только благодаря тому, что информационные сервисы не несут издержек на содержание и обслуживание автомобилей, не попадают под действие закона о такси, не несут ответственности за опоздание машины или ДТП, а предоставляемые ими услуги не облагаются налогами, которые платят таксомоторные компании, — такой перечень претензий к посредникам перечисляет любой таксист. Сейчас федеральные и региональные власти, каждая на своем уровне, разрабатывают закон о такси.
Проект федерального закона в своем нынешнем виде, по мнению извозчиков, предлагает много положительных изменений, уравнивающих экономическое положение таксомоторных компаний и посредников. В частности, на законодательном уровне вводится понятие операторской службы как информационного центра и фиксируется, что она не является фрахтовщиком, то есть стороной в договоре, принимающей на себя обязательство перевезти пассажира за вознаграждение.
Перевозчики надеются, что благодаря новому закону им все–таки удастся отнять у посредников контроль над финансовыми потоками — перевозчик сам будет получать от пассажира плату за проезд.
Интернет–посредники, как правило, не работают с частными автовладельцами, а заключают договоры с таксомоторными компаниями или с индивидуальными предпринимателями. Завлекают таксистов неплохим доходом.
"Если водитель занят не полный день, совмещает такси с другой деятельностью, то он может ориентироваться на доход 30–40 тыс. рублей в месяц. А если будет работать полный рабочий день, то может заработать 80 тыс. рублей в месяц и больше", — сулят водителям в Uber. Опрошенные "ДП" таксисты говорят, что это утопия — 80 тыс. заработаешь, если вкалывать не менее 12 часов в сутки. К тому же часть дохода съедят затраты на обслуживание авто.
“
За 2 года ситуация в городе перевернулась с ног на голову. В самих интернет–посредниках нет ничего плохого. Но назвать их такси язык не поворачивается. Это софтовые компании. При тех ценах, которые они диктуют, таксопарки не могут исполнять законы. Если под брендом посредника работает автопарк, то при таком уровне цен он не сможет качественно эксплуатировать технику. Что, несомненно, отразится на безопасности. Водителям нужно кормить семьи. Ранее для этого было достаточно 8 часов в день, а теперь шофер колесит по 12–14 часов. К чему это приведет? Не знаю. Просто город у нас молчаливый. И это касается не только такси…
Алексей Эвентов
совладелец таксомоторной компании "Такси 6000000"
“
Акции протеста случаются при появлении лидера, недовольного переменами. Не все водители разделяют его мнение, но все же идут за ним. Абсолютное большинство водителей против радикальных мер и стараются не участвовать в акциях протеста. Если причина в "Яндексе", то почему в других городах к акции не присоединяются последователи? Более того, акция не направлена, к примеру, против Uber, у которого такие же тарифы. Да, службы такси иногда используют снижение цены для привлечения клиентов. В результате какая–то часть водителей уходит, но по истечении некоторого времени они возвращаются.
Павел Стенников
Представитель Службы Заказа Такси "Максим"