Экс-глава "Росатома" Сергей Кириенко будет отвечать за внутреннюю политику в стране. Его назначение — продолжение тенденции ставить на ключевые политические посты людей лояльных и неамбициозных, но с имиджем приличных либералов.
Первым заместителем администрации президента (АП) стал Сергей Кириенко — на эту должность его передвинули с поста руководителя госкорпорации "Росатом". Процесс, надо заметить, продолжил тенденцию нескрываемых назначений: если раньше кадровые перестановки в верхах предсказать было, как правило, невозможно, то мода последнего сезона — ожидаемость. Если отставка Сергея Иванова с должности главы АП и замена его на Антона Вайно еще была внезапной, то о смене спикера Госдумы на Вячеслава Володина, уходе Сергея Нарышкина в СВР и переходе Сергея Кириенко в АП было известно заранее.
Назначение на первый взгляд выглядит понижением. "Росатом" — мощный холдинг, управляющий гордостью российской промышленности, атомной энергетикой. Растущая выручка (812,2 млрд рублей в 2015 году), зарубежные контракты в Польше, Индонезии, Венгрии, Турции и так далее, в общем, корпорация — один из немногих мирных внешнеполитических инструментов России, и управлять такой махиной престижно, притом что претензий к Сергею Кириенко вроде бы никаких не было.
Работа же в администрации президента — в общем бюрократическая. Вчерашнему главе атомной корпорации придется работать под началом недавнего начальника президентского протокола Антона Вайно (несколько лет назад ходили упорные слухи о том, что Сергей Кириенко учился в школе сайентологов, так что теперь можно шутить про его сочетание с изобретателем нооскопа Вайно). Исторически первый заместитель главы ведомства имеет в России славу демиурга, "серого кардинала" — такими были и Владислав Сурков, и Вячеслав Володин, — но здесь все зависит от момента. Сейчас АП явно обещает переформатироваться в более технический орган, и политическая обстановка, созданная Володиным, такова, что уже не даст Сергею Кириенко становиться никаким демиургом.
Самое любопытное в назначении — это политический бэкграунд Сергея Кириенко. Именно с его именем связан дефолт 1998 года и обрушение пирамиды ГКО, самое, наверное, мощное экономическое потрясение России в 1990-х. Кириенко, "киндер-сюрприз", "гарвардский мальчик", "младореформатор" (все это прозвища, которым его награждали), на тот момент едва был назначен премьер-министром в возрасте 36 лет. Все выглядело так, как будто молодого специалиста сделали зиц-председателем на время кризиса, который надвигался очень явно, но дефолт так или иначе объявлял он.
После этого Сергей Кириенко вошел в руководство партии "Союз правых сил" вместе с Борисом Немцовым и Ириной Хакамадой, провел партию в Госдуму в 1999 году, стал лидером фракции. Когда в 2010 году Владимир Путин бросил свое знаменитое "поураганили в 1990-х", это, по идее, должно было в полной мере относиться и к Сергею Кириенко, не только к Немцову. Допускать к власти таких людей нельзя, заявил Путин, чем дал отмашку на кампанию по шельмованию "лихих 1990-х".
Это был не более чем предвыборный трюк, направленный против оппозиции. Сергей Кириенко уже в 2000 году чем-то приглянулся Путину и был назначен полпредом в Приволжском федеральном округе. Может быть, президент был впечатлен самоотверженностью Кириенко, принявшего на себя тяжесть дефолта, а может быть, логика была примерно такой же, как при назначении Никиты Белых губернатором Кировской области — взять демократа поприличнее и посмотреть, что у него получится. Так или иначе, оппозиционером Путину Кириенко не стал и был вознагражден.
Теперь именно его политические таланты оказались вновь востребованы. Пока не вполне понятно, для чего Владимиру Путину понадобился Сергей Кириенко, в России сейчас просто не для чего создавать проекты, но для чего-то понадобился. За время работы полпредом и главой "Росатома" его прошлое во многом позабылось, у него нет отрицательного имиджа, но сохранились связи и наверняка либеральный образ мышления.
Назначение получается похожим на назначение Эллы Памфиловой в председатели Центризбиркома — государственной политикой призывают руководить людей без грамма личных амбиций и оппозиционности, но при этом имеющих человеческое лицо, старые какие-то заслуги. Не одиозных — и на том спасибо.