Какие дороги в Петербурге платные, можно ли проехать по ним бесплатно, чем отличается ЗСД от ШМСД, что изменилось с появлением Витебской развязки: ответы на эти и другие вопросы собраны в материале "Делового Петербурга".
Петербуржцы больше 10 лет ездят по платному Западному скоростному диаметру (ЗСД). В конце 2024 года открылся первый участок ещё одной платной трассы — Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД). Он получил название Витебская развязка.
С открытием развязки в городе впервые начала работать безбарьерная система оплаты, и она существенно поменяла "правила игры". Из-за неё даже появились новые штрафы — за неоплаченный проезд по платным дорогам. Далее мы подробно расскажем, что ещё изменилось для пользователей платных трасс в Петербурге в 2025 году.
Содержание:
Западный скоростной диаметр. Указатель пункта оплаты проезда.
ЗСД: стоимость проезда и общие правила
Западный скоростной диаметр (ЗСД) объединяет северные и южные районы Петербурга: от посёлка Белоостров через Васильевский остров до станции Предпортовая. Протяжённость трассы составляет 46,6 км. Ширина — от четырёх до восьми полос. Больше половины пути — 26,7 км — проходит по мостам, тоннелям и эстакадам. Максимально разрешённая скорость — до 110 км/ч. С дорожно-уличной сетью города ЗСД связывают девять развязок. Запланировано строительство ещё трёх.
Западный скоростной диаметр и Витебская развязка на карте Петербурга
О том, что водитель выезжает на платную трассу, его предупредят дорожные указатели, а также собственно пункты оплаты проезда. Расплатиться можно как банковской картой или наличными, так и с помощью специальных устройств — транспондеров. О них мы расскажем чуть позже.
Для разных способов оплаты выделены соответствующие полосы и лучше определиться с этим заранее.
Стоимость оплаты проезда зависит сразу от нескольких факторов и её довольно сложно сходу рассчитать в уме. Поэтому для пользователей ЗСД создали специальный калькулятор.
Как видно из скриншота, расходы автомобилиста будут зависеть прежде всего от того, по какому участку платной трассы он собирается проехать. Повлиять на конечную цену могут способ оплаты и время суток. Для владельцев транспондеров ночью проезд будет дешевле. Например, проезд по участку от развязки с Богатырским проспектом до Шкиперского протока днём обойдётся в 138 рублей, а ночью — в 69, то есть в два раза дешевле. Более полная информация о ценах базового тарифа с транспондером представлена в приложении к приказу о базовых тарифах ЗСД. Документ содержит несколько таблиц с расчётами для всех возможных сочетаний точек въезда и выезда с ЗСД.
При оплате картой или наличными проезд по тому же отрезку трассы будет стоить 250 рублей в любое время.
Важно учитывать класс транспортного средства. Он, в свою очередь, зависит от высоты автомобиля над передней осью. Класс автоматически определит система при подъезде к пункту взимания платы (ПВП).
Как объясняют в дирекции ЗСД, верхней точкой в случае легковушки или джипа будет выступать капот или лобовое стекло. Если расстояние от этого ориентира до земли меньше или равно 1,3 м, то автомобиль относится к первому классу, если больше — ко второму.
Третий класс составляют авто с прицепом, крупные трёхосные автобусы и тяжёлые грузовики. В четвёртый класс система отнесёт тягачи, автопоезда и грузовики с двухосным прицепом.
Оплаты по картам или наличными принимают кассиры в специальных кабинах или у аппаратов приёма платежей. Последние принимают оплату только картами или устройствами с NFC-модулем, типа смартфонов и умных часов. Оплату с транспондеров снимают в автоматическом режиме. Останавливаться для этого не надо. Достаточно снизить скорость у пункта оплаты.
Витебская развязка: в чём отличие от ЗСД
Протяжённость Витебской развязки — 2,6 км. Она идёт от ЗСД в районе Благодатной улицы до Витебского проспекта, отсюда и её название. Проезжая часть разделена на шесть полос. Разрешённая скорость — до 110 км/час. В перспективе развязка станет частью ШМСД (Широтной магистрали скоростного движения), которая пойдёт в направлении восточных районов Петербурга и "захватит" Ленобласть.
Главная особенность Витебской развязки — это так называемый безбарьерный проезд, или free-flow. Это значит, что на дороге, в отличие от того же ЗСД, нет пунктов оплаты проезда, кассиров и шлагбаумов. Как следствие, не должно быть и пробок, которые иногда возникают у пунктов оплаты в часы пик.
Как оплатить проезд по Витебской развязке
Здесь, также как и на ЗСД, есть два возможных способа — оплата по транспондеру и без. С транспондером процедура будет значительно более комфортной.
Оплата проезда по Витебской развязке с транспондером
Для владельцев транспондеров практически ничего не изменится. В их базовые тарифы с появлением Витебской развязки лишь внесли необходимые дополнения.
Проезд по маршруту Витебский проспект – набережная Макарова для транспортного средства 1 класса будет стоить 146 рублей днём и 73 рубля с полуночи до шести часов утра. Проезд по маршруту КАД Юг – Витебский проспект обойдётся в 128 рублей днём и в 64 рубля ночью.
Установленная на дороге система взимания платы автоматически определит наличие устройства на машине и спишет деньги со счёта. Водителям нужно следить за балансом и вовремя его пополнять.
Важный момент — специалисты советуют закрепить транспондер на лобовом стекле машины. А если хранить его в бардачке или доставать только перед пунктом оплаты, могут возникнуть проблемы со считыванием и тогда проезд может оказаться неоплаченным, что приведёт к штрафу.
Оплата проезда по Витебской развязке без транспондера
Для пользователей без транспондеров сформирована ещё одна тарифная зона — №6 "Часть Южного участка ЗСД от Благодатной ул. до Витебского пр.". Стоимость проезда по этой зоне аналогична существующим. Для транспортного средства 1 класса она составляет 250 рублей.
Если у водителя нет транспондера, счёт за оплату проезда ему выставят по госномеру автомобиля. Его система также определит в автоматическом режиме. Останавливаться для этого где-либо не нужно.
Оплатить выставленный счёт нужно самостоятельно на сайте ЗСД (форма для оплаты). Есть ещё один вариант, но он менее удобный, — приехать в офис продаж ЗСД на Планерной улице, 18, корп. 2.
На оплату проезда у автомобилиста есть пять дней. Опоздание приведёт к штрафу. Это тот самый штраф за неуплату за проезд по платным дорогами, который городские депутаты утвердили в декабре 2024 года перед открытием Витебской развязки.
Штрафы за неоплаченный проезд по платным дорогам
В случае легковых авто предусмотрены взыскания 3 тыс. рублей, если штраф назначен физическому лицу. С юридического лица взыщут уже 10 тыс. рублей.
Водители и владельцы грузовиков и автобусов заплатят за "бесплатную" поездку 5 тыс. и 15 тыс. рублей соответственно.
Предусмотрена скидка в 50% от суммы штрафа, если он оплачен оперативно. Впрочем, водителям предоставили возможность полностью "отбиться" от начисленного штрафа. Взыскание отменят, если в течение 20 дней проезд по Витебской развязке всё же будет оплачен.
Попытка скрыть номер автомобиля от считывающих систем также грозит штрафом. За такое действие, согласно п.2 ст.12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут оштрафовать на 5 тыс. рублей или лишить прав на срок от одного до трёх месяцев.
Что надо знать про проезд по трассе "Нева" М-11
По территории Петербурга проходит участок ещё одной платной дороги — федеральной трассы "Нева" М-11. Это трасса-дублёр дороги М-10 до Москвы, которая также идёт через идёт через Ленинградскую, Новгородскую, Тверскую и Московскую области.
В Петербурге М-11 начинается от примыкания к Кольцевой автодороге в районе развязки с Пулковским шоссе. Съезд и заезд возможен с внешней стороны КАД — на 70-м километре, с внутренней — на 67-м.
Участок трассы "Нева" М-11 в Петербурге и Ленобласти
На трассе "Нева" действует закрытая система взимания платы. Это означает оплату за фактически пройденное расстояние. Она производится только на выездном Пункте взимания платы.
Для этого водитель, заезжая на платную дорогу, должен взять билет в Пункте взимания платы и сохранить его до конца поездки. Если есть транспондер, билет брать не надо. Регистрация авто в системе на въезде и списание оплаты на выезде пройдёт автоматически. В этом случае пункт оплаты можно проезжать без остановки.
Автодорога М-11 «Нева» Санкт-Петербург - Москва. Пункт оплаты проезда.
Петербургский участок трассы входит в тарифную зону, где оплата будет одинаковой в любое время суток. Размер платы за проезд зависит от класса транспортного средства и дня недели. С понедельника по четверг цены ниже, с пятницы по воскресенье — выше.
Категория автомобиля определяется на пункте или рамке взимания платы. Она зависит от габаритной высоты с учётом перевозимого груза и количества осей.
Точную стоимость поездки можно рассчитать с помощью калькулятора на сайте "Автодора". Также можно воспользоваться уже готовыми расчётами в документе на сайте той же компании.