Экс-глава СЗД по строительству, реконструкции и реставрации дал совет Смольному перед уходом в Москву

Автор фото: Сергей Коньков

Бывший глава Северо–Западной дирекции (СЗД) по строительству, реконструкции и реставрации Министерства культуры РФ Александр Шабасов недавно был назначен советником министра культуры. Перед отъездом в Москву он рассказал "ДП" об опыте работы со зданиями–памятниками и объяснил, почему не любит сюрпризы и не ждет наград.

Александр Анатольевич, на днях появилась информация о вашем переходе из СЗД на повышение в Москву. Уже понятно, чем будете заниматься в статусе советника министра?

— Речь идет о контроле за объектами инвестиционной программы капитальных вложений. Это острая тема, поскольку движение больших бюджетных средств всегда на виду. Только в Петербурге у СЗД в работе проекты на 10 млрд рублей. А по стране бюджет в десятки раз больше. Ответственность велика: все–таки речь о работе с объектами культуры. Но и новые стройки оказываются стратегическими и идеологическими.

Кто до вас в министерстве занимался этой работой?

— Функция контроля была распределена по разным подразделениям. Сейчас есть возможность ее централизовать.

Это связано с коррупционными скандалами в министерстве? (В марте этого года оперативники ФСБ по обвинению в мошенничестве при исполнении госзаказов арестовали нескольких чиновников министерства, в том числе заместителя министра культуры Григория Пирумова, и представителей подрядных организаций. — Ред.)

— Не обязательно. Министру нужна объективная информация и контроль.

Но вы же не аудитор, а строитель…

— Я экономист. Этого достаточно. К тому же я так давно в этой сфере, что достаточно посмотреть в некоторые бумаги, чтобы понять, все ли там чисто с цифрами.

Большие деньги — большая ответственность. Не боитесь оказаться на передовой политических интриг?

— Не боюсь, но опасаюсь. Этот вопрос заставляет задуматься, когда принимаешь предложения о работе.

Минувшим летом работу СЗД проверяла Счетная палата. Это было эхо коррупционного скандала?

— Нет. Проверка была плановая. Но из–за совпадения во времени с московскими событиями она оказалась жесткой и резонансной. Сотрудники Счетной палаты — серьезные специалисты. К проверке должны быть готовы все документы до единой мелочи. В результате мы 2,5 месяца давали объяснения по составленным аудиторами заключениям. Но все претензии с нас сняли, и отчетность мы сдали. Бесспорно, такие проверки полезны. С государственными деньгами надо работать очень аккуратно.

В каком состоянии сейчас находится СЗД?

— В рабочем. Это плановое предприятие. Люфта для самостоятельных решений у нее нет. Руководство СЗД может лишь разруливать ситуацию внутри заданной министерством задачи. Это довольно сложно, учитывая рыночные реалии и ужесточение законодательства. Тот же Ростехнадзор стал в этом году гораздо жестче. Не говоря уже о Госэкспертизе, которая в погоне за экономией все чаще доводит сметы до абсурда. А оспаривать ее решение нельзя: не сдвинешься с мертвой точки. Все строители — заложники этой ситуации.

Новому руководству СЗД решение этих вопросов по плечу?

— Думаю, да. У людей из новой команды хорошие глаза, ясный ум и много энергии. Надеюсь, они справятся.

При вас дирекция реализовала проект реконструкции Цирка Чинизелли на Фонтанке. Чем он запомнился?

— Своим невероятным везением. Чудо, что вписались с новым куполом в охранные габариты.
Чудо, что не превысили сметы. А ведь все исторические здания — заложники тайн своего технического состояния. На старте никогда не знаешь, на что наткнешься в процессе работы и каких дополнительных затрат потребует каждый "сюрприз".
А рядом, кстати, стоят люди, которые подгоняют и пытаются похоронить тебя и возвыситься. В тот же цирк как–то пришла комиссия из Москвы, чтобы подсказать нам, как строить. Я их выгнал. Был скандал, но руководство меня поддержало. В итоге цирк сдали вовремя и без экстрима. И я не слышал ни одного негативного отзыва об этом проекте. Сам очень им доволен.

А консерваторией довольны?

— Этот проект еще в работе. Должен завершиться по плану в 2018 году. Мы уже сдали первую очередь здания на ул. Глинки, 2 (это здание Министерству культуры 3 года назад передали структуры Минобороны). Его состояние было жутким. Знаете, когда военные уезжают, забирают, выдергивают и спиливают все. Но мы привели его в порядок, и туда уже переехала учебная часть консерватории, освободив для реконструкции историческое здание на Театральной пл.
Сейчас реконструируем вторую часть здания на ул. Глинки (часть его площадей будет отдана подведомственным структурам Министерства культуры, в том числе СЗД) и здание на Театральной пл.

Говорили, что министерство вообще переедет в Петербург?

— Это была мечта многих. Но за 3,5 года, что я возглавлял СЗД, эту тему ни разу не поднимали. Это не значит, что она забыта. Наверное, просто не время.

Слышала, что на реконструкцию консерватории планируют выделить еще 2,2 млрд рублей к тем 2,6 млрд, что уже заложены в бюджет. Это так?

— Повторная государственная экспертиза подтвердила необходимость дополнительного финансирования. Но эти деньги пока не включены в график. Объективно они нужны уже сейчас.
Например, на старте проекта мы планировали поменять перекрытия только в некоторых локальных участках здания консерватории. Но теперь ясно, что менять надо все. И таких нюансов много.

Никаких кладов в консерватории не нашли?

— Нет, слава богу! От этих кладов одни неприятности. Из–за сюрприза на участке Театра Европы проект на 6 месяцев пришлось остановить. Там в апреле при изысканиях наткнулись на кирпичи.
Оказалось, что это исторический фундамент школы кантонистов. Остановили стройку. Археологи 2 месяца работали. Забрали из исторического слоя все ценное, а остальное разрешили снести. Но пришлось получать новые бумаги в КГИОП и министерстве. Так что разрешение на строительство мы получили только в сентябре.

Сроки и стоимость проекта из–за этого вырастут?

— Подрядчик обещал завершить проект к лету 2018 года.

Когда завершатся работы в Ораниенбауме?

— Инженерная подготовка музея должна завершиться до конца года. Этой осенью сети должны входить в режим постоянной эксплуатации. Мы закончили реставрацию Картинного дома и Большого Меншиковского дворца. И можно будет сказать, что основная проблема этого объекта решена. Далее останется вопрос мелиорации.

А когда будет построена вторая очередь Российской национальной библиотеки (РНБ)?

— Сложный вопрос. Это долгострой. В него уже вложено 1,5 млрд рублей и выделено еще около 1 млрд.
Руководитель прошлой подрядной организации сидит в тюрьме (глава компании "Невис Комплекс" Александр Швирикасов осужден за махинации с бюджетными деньгами в проектах Минобороны. — Ред.). Но претендует на 400 млн рублей за якобы выполненные в РНБ работы. И суд еще не завершен.
При этом не все, что построено ранее, соответствует проекту. Есть сложности с легализацией произведенных работ. Мне искренне жаль тех, кому придется идти с этой проблемой в экспертизу.
Для новой команды СЗД завершение строительства — это серьезный вызов: ювелирная работа и большая ответственность. Причем последствия для тех, кто возьмет ее на себя, могут быть серьезные.

А как развиваются проекты дирекции за пределами Петербурга?

— В музее–заповеднике "Кижи" довольно активно. СЗД проектирует системы водоснабжения и канализации, а также комплекс мусоропереработки для острова.
А строительство музея на Соловках приостановлено. Экспертам ЮНЕСКО проект показался слишком высоким — потребовали понизить его на этаж. На коррекцию документации выделено 14 млн рублей. Надеюсь, что до конца года новый проект согласуют.
Вообще, в удаленных регионах работать проще: получил деньги, провел конкурс и строишь в графике. А в больших городах из–за пристального внимания к проектам много суеты, которая отнимает силы.

Есть пожелания к Смольному по оптимизации работы?

— Только одно — не погибнуть в едином окне. Это беда. Сейчас оно плохо открывается и такое узкое, что можно застрять. Пока ждешь свои документы, можешь поседеть. Обратной связи нет, и спросить не с кого. За этим окном круговая порука и коллективная безответственность. Но закон есть закон. За его исполнение надо спрашивать.
Очень рекомендую сделать не единое окно, а единую дверь. Да пошире. И чтобы работала она и на вход, и на выход.

Резюмируя, каким был для вас опыт работы в СЗД?

— Уникальным и неповторимым. Был процесс созидания. Были удачные и сложные решения. Были отличные люди. Но, если работать там долго, можно и здоровье потерять.

Ваше пожелание вновь пришедшим?

— Чтобы не горячились, принимая решения, и помнили, что работают ради людей, а не ради наград.

А вам, кстати, за сданные объекты какие–нибудь награды вручили?

— Нет. Не успели. Но это не имеет значения.

Биография

Александр" Шабасов

> Родился в 1966 г. в Ленинграде. Окончил ЛПУ им. Герцена и СПбГУ, к.э.н. В 1997–1998 гг. работал в ГУ "Управление инвестиций". С июня 2000 г. — зампредседателя комитета по строительству СПб по инвестблоку.
> С мая 2002 г. — гендиректор ОАО "Агентство развития "Апраксин Двор". С мая 2007 г. — руководитель проектов по СПб в ЗАО "Желдорипотека". С апреля 2013 г. по сентябрь 2016 г. — глава СЗД.


Справка

Северо–Западная" дирекция по строительству, реконструкции и реставрации

> Официальный представитель Министерства культуры на территории СЗФО. Исполняет функции заказчика в проектах строительства, реконструкции, реставрации объектов культуры. В работе СЗД девять объектов с бюджетом более 10 млрд рублей. С сентября 2016 г. СЗД возглавляет Наталья Волынская.