Толпы туристов и бойкая торговля на Невском проспекте дали повод для оптимизма собственникам помещений, и те стали повышать ставки аренды. Однако не у всех торговых сетей новые ставки нашли понимание, и часть арендаторов просто покинули Невский проспект и подорожавший центр. Игроки рынка считают, что ситуации на рынке новые цены не отвечают.
Активность арендаторов на рынке стрит-ретейла привела к росту ставок на Невском проспекте, отмечают в своем исследовании аналитики компании JLL в Санкт-Петербурге. На фоне роста туристического потока в Петербурге помещения на центральных торговых магистралях города пользуются спросом со стороны арендаторов, поэтому многие собственники объектов повышают уровень ставок, констатирует Юлия Корчемная, руководитель направления стрит-ретейла компании JLL в Санкт-Петербурге.
По данным аналитиков компании, максимальные ставки аренды на рынке центральных торговых коридоров Петербурга, характерные для основной части Невского проспекта (до площади Восстания), выросли в III квартале 2016 года с 12 тыс. до 13 тыс. рублей за 1 м2 в месяц. В результате центр несколько опустел — доля вакантных площадей на центральной магистрали Петербурга выросла до 7,1%, причем самый заметный прирост (+2,8 п.п.) был на Владимирском проспекте. Владимирский проспект постепенно перестает быть местом обувных магазинов, им на смену приходит общепит, ориентированный на туристический поток, говорят в JLL в Петербурге.
О повышении ставок рассказали несколько арендаторов Невского. Так, аренда одного из двух ресторанов "Нихао" на Невском проспекте в III квартале стала дороже на 10%. "Не все, но многие арендодатели заговорили о повышении, мол, кризис заканчивается, не пора ли нам, дорогие партнеры, вернуться к индексации аренды?" — делится собеседник "ДП", пожелавший остаться неназванным. Сети стритфуда Pita's повышение ставок коснулось только в рамках индексации по договору.
Предложения по аренде на Невском проспекте действительно поступают по увеличившимся ставкам, признает Николай Митчин, управляющий партнер ресторанной группы Beer Family Project (Jager Haus, Kriek, Karlovy pivovary). Но это ставки аналогичны предложениям середины 2014 года, так что текущей экономической ситуации они абсолютно не отвечают, считает он. "Сейчас предпосылок к росту арендных ставок я не вижу, покупательная способность населения по-прежнему падает, а некоторые арендодатели почему-то решили, что кризис уже прошел", — удивляется Николай Митчин.
Читайте также:
Кто владеет Невским проспектом
Предпочли уйти
"Некоторые арендаторы были не готовы поддержать повышенные ставки аренды, что привело к освобождению ряда объектов стрит-ретейла в центре города. В то же время уже сейчас по этим площадкам ведутся активные переговоры, и мы ожидаем постепенного поглощения помещений и снижения доли вакантных площадей в центре", — говорит Юлия Корчемная. В частности, Невский проспект покинули кофейни "Кофе Хауз", салон МТС. Последний закрытие салона в центре объясняет смещением акцента в открытии новых салонов на быстро растущие спальные районы города — спрос появляется сегодня там, где пару лет назад даже не было жилых домов.
Ставки аренды на другой части магистрали, Старо-Невском проспекте, тоже увеличились: верхний предел вырос с 5 тыс. до 6 тыс. рублей за м2 в месяц (с учетом НДС). Улица укрепляет свои позиции как люксовый коридор — этому способствовали переезд на Старо-Невский проспект магазина Louis Vuitton, наличие парковки и вакантных качественных помещений, более низкие арендные ставки сделали Старо-Невский более привлекательным для премиальных и люксовых ретейлеров по сравнению с Большой Конюшенной улицей.
По итогам III квартала впервые за последний год количество открытых объектов стрит-ретейла на центральных торговых улицах Петербурге оказалось меньше числа закрытых — на 10%. Лидерам по закрытиям стали продуктовые магазины — 15% в объеме всех закрытых объектов стрит-ретейла за июль-сентябрь против среднего квартального показателя в 9%. По открытиям опережали рынок магазины товаров для дома (12%). Закрывали магазины сеть "Полушка", "Реалъ-Свежие продукты".
"Магазин на Владимирском проспекте мы закрыли из-за его неуспешности", — объясняет Александр Мышинский, глава ГК "Реал". По его словам, помещение досталось компании по наследству от сети "Сотка", в рамках пула из нескольких помещений. "Мы провели хороший ремонт, вложились в оборудование, но, несмотря на близость к метро и большой пешеходный трафик, магазин оказался неуспешным, поэтому мы просто отказались от него", — говорит Мышинский.
По его словам, значимого роста ставок он не наблюдает: "Почти со всеми собственниками удается договориться, большинство идут навстречу, повышение ставки могу вспомнить только одно за 2 года".
Напомним, после падения курса рубля Невский проспект пережил настоящую миграцию арендаторов. Собственники помещений снижали ставки аренды на 40–50%, а те, кто на это не пошел, ждали новых клиентов по несколько месяцев. В итоге к концу прошлого года с Невского проспекта ушли магазины одежды и ювелирных украшений, а их место заняли операторы общественного питания и более демократичные магазины.
Ретейлеры признают, Невский остается привлекательным торговым коридором. "Во-первых, как это ни странно, конверсия в магазине на Невском проспекте выше, чем в магазинах в торговых центрах. Конечно, сам поток посетителей меньше. Во-вторых, в летнее время явно ощущается всплеск продаж: люди больше гуляют по городу, именно на Невском проспекте бывает много туристов, большая доля продаж приходится именно на гостей города, и сумма чека в таких случаях высокая", — говорит Инна Семенова, совладелица магазинов женской одежды под брендом Swank.