Глава комитета по развитию туризма Андрей Мушкарев говорит, что контроль государства над календарем значимых мероприятий — это общемировая практика.
00:0310 октября 201600:03
9829просмотров
00:0310 октября 2016
Устроителям конгрессов и выставок теперь придется согласовывать даты своих мероприятий с комитетом по развитию туризма Петербурга. Таким образом Смольный намерен разгрузить город в период белых ночей.
Резкий рост турпотока на фоне девальвации рубля привел к перегрузке туристической инфраструктуры Петербурга, и Смольный решил взять в свои руки график проведения конгрессно–выставочных мероприятий (КВМ). Этот график будет утверждать структура комитета по развитию туризма — Конгрессно–выставочное бюро, созданное 2 года назад. Сейчас около 80% всевозможных массовых мероприятий проходит в Петербурге в высокий сезон — с конца мая по начало сентября. Гостиницы в этот период заполнены почти на 100%, цены на услуги в туриндустрии повышаются на 20–30%, в музеи и выставочные залы выстраиваются огромные очереди. Зато в низкий сезон музеи пустуют, а отели едва дотягивают загрузку до 40%.
Смольный намерен равномернее распределить форумы в течение года. Начать решено с поваров и кардиологов. В апреле 2020 г. впервые в Петербурге пройдет Всемирный конгресс шеф–поваров, а в ноябре — Международный конгресс кардиоторакальных хирургов.
Конечно, Смольный не собирается чинить препятствий организаторам Петербургского международного экономического форума. Зато он может перенести на осень, зиму или весну такие мероприятия, как Санкт–Петербургская неделя искусств или Конгресс подводников. Так что желающим провести мероприятия в Петербурге в высокий сезон придется договариваться с комитетом по туризму.
График под контролем
Во всем мире государственные конгрессно–выставочные бюро (КВБ) координируют проведение крупных мероприятий, формируют их график, выбор площадок, говорит глава комитета по развитию туризма Андрей Мушкарев.
"Сейчас каждый проводит свой конгресс или форум без оглядки на всех остальных. Наша задача — разгрузить сезон белых ночей и более равномерно распределить конгрессные мероприятия в течение года", — поясняет он.
Комитет в ближайшее время разработает механизм координации КВМ. Детали этого документа пока не определены. Он будет касаться крупных международных и междугородных конгрессов, конференций и выставок, на которые приезжает большое число участников. Организаторы таких мероприятий должны будут согласовывать с КВБ даты их проведения. "Из–за отсутствия координации возможны накладки с мероприятиями. Например, организаторы запланируют крупное спортивное соревнование, но не смогут получить площадку для него, так как в то же время там проходит другое состязание", — комментирует глава КВБ Ольга Мугартина.
Вряд ли Смольный сможет применить какие–либо штрафные санкции к тем, кто не будет согласовывать с ним свои форумы. Зато чиновники могут проигнорировать эти мероприятия или лишить их финансовой поддержки, если таковая запрашивается организаторами. Это весомый аргумент, ведь, по словам участников рынка, присутствие на открытии конференции или конгресса хотя бы председателя профильного комитета Смольного резко повышает статус события.
Отказаться от лета
Участники рынка признают, что необходимость координации графика проведения всевозможных форумов в Петербурге назрела давно. "Городу нужна инстанция, которая бы вела календарь мероприятий, продвигала возможности и имидж Петербурга в качестве центра конференц–туризма", — уверена Татьяна Чередниченко из компании "Руконференс". Возможно, стоит уменьшить количество некоторых мероприятий, чтобы повысить их качество, продолжает она. Привлечь авторитетных спикеров, подстроившись под их график, сложно, поэтому с конгресса на форум кочуют одни и те же участники, подчас не обладающие ценной информацией. От этого страдает качество. "Многие проекты не развиваются, остаются разовыми акциями", — говорит Чередниченко.
"Масштабные качественные ивенты — мощный стимулятор въездного потока, "Алые паруса" это доказывают. Но летом у нас и так нет проблем с туристами, а вот осенне–весенний сезон нуждается в поддержке хорошими событиями для иногородних и иностранных туристов", — уверен Сергей Воронков, генеральный директор "ЭкспоФорум–Интернэшнл".
"Банковские мероприятия, ежегодно проходящие в Петербурге, безусловно, имеют культурно–развлекательную составляющую. Но нельзя сказать, что банкиры собираются на них исключительно ради белых ночей. Если власти города попросят организаторов сдвинуть время проведения таких форумов на осень или зиму, это не сильно отразится на их представительности", — убежден пресс–секретарь "ВТБ 24" по Северо–Западу Иван Макаров.
Отели не селят
Из–за роста турпотока проблема перегруженности туристической инфраструктуры обострилась до крайности. В мае многие туркомпании были вынуждены отказывать клиентам, которые хотели посетить Петербург. В это время гостиницы не сдавали номера, ожидая наплыва болельщиков на чемпионат мира по хоккею.
"Гостиницы отказывали в размещении, а когда оказалось, что болельщиков приехало меньше, чем ожидали, и номера во многих отелях освободились, выяснилось, что туроператоры уже переориентировали своих клиентов на другие направления. Неправильное планирование мешает развитию рынка", — говорит представитель национального туроператора "Алеан".
"С мая по сентябрь очень тяжело удовлетворить запросы гостей на размещение", — подтверждает Ирина Яцкевич, заместитель гендиректора ГК "Тари Тур". По ее прогнозу, в 2017–2018 гг. ситуация обострится. Некоторые гостиницы уже в этом году подняли цены и планируют существенно увеличить их в 2017–м. "А уж про 2018–й они и вовсе говорят: большая часть номерного фонда отдана под чемпионат мира по футболу, а то, что останется, мы будем продавать по самым высоким тарифам", — сетует она.
Туристический поток за последние 3 года увеличился на 11% — по итогам этого года, по оценке экспертов, город посетит около 7 млн гостей.
"Обычно уже во второй половине сентября мы отмечаем спад туристической активности. Но в этом году снижения не произошло", — говорит Ирина Яцкевич.
Лучше деньгами
Впрочем, оптимизм насчет возможности регулировать график форумов разделяют не все. "КВБ существует уже несколько лет, но пока толку от него мы не видим. Они не могут даже составить единый график проходящих в городе мероприятий", — говорит исполнительный директор компании "Фарэкспо" Владимир Метелицын.
"Разгрузить высокий сезон необходимо, но комитету нужно определиться, что считать конгрессом, что форумом, а что круглым столом. И прописать, какого уровня мероприятий будет касаться регламентация. Иначе невозможно будет фильтровать их по масштабу", — говорит креативный директор компании V–EVENS Вахтанг Вахтангишвили. Главное, чтобы не получилось так, что какой–то конгресс 10 лет подряд проходил в феврале, а на следующий год организаторам согласуют только ноябрь. "Ведь есть события, привязанные к наибольшей бизнес–активности в той или иной сфере. Другие подстраиваются под загрузку приглашаемых участников: если организаторы хотят видеть в Петербурге владельцев ведущих мировых фармкомпаний, то они будут ориентироваться на их график", — говорит он.
Владимир Метелицын отмечает: "Весомой помощью организаторам была бы хотя бы частичная компенсация со стороны государства затрат на проведение выставок. А то на недавней международной конференции по пшенице было больше 500 участников–иностранцев, а российских — всего 10–15. Они не смогли заплатить регистрационный взнос".
“
В нашем случае время года решающей роли не играет. У нас бизнес–мероприятие. В начале декабря следующего года мы проведем 15–й Российский облигационный конгресс. С первого раза он проводится в декабре. И эту традицию мы никогда не меняли, даже в самый тяжелый для нас момент, когда долговой рынок сжимался, в 2008 году, конгресс собрал минимальное число участников. Зимой намного проще, чем летом, найти место для проведения масштабного мероприятия. Ведь помещений, где можно собрать, накормить свыше 600 человек, в Петербурге не очень много.
Екатерина Гриценко
Заместитель Генерального Директора "Сбондс"
“
Столкнувшись со сложностями в Петербурге, компании могут перенести свои мероприятия в другие города, скорее всего, в Москву. Если организаторам мероприятий придется менять традиционные сроки их проведения, они понесут некоторые убытки. Делегаты заранее верстают свой годовой план и могут отменить посещение, если сроки сдвинутся. Если мероприятия действительно стоящие, то через год–два ситуация исправится. Летом делегаты могут совместить рабочую программу с посещением достопримечательностей. Перенос сроков на осень или зиму снизит интерес к мероприятиям.
Виктор Цукер
заместитель генерального директора ООО "Морской Петербург"