В условиях сокращения внутреннего спроса на продукцию целлюлозно–бумажной промышленности производители выживают за счет экспорта, а также пытаются разнообразить ассортимент.
По данным Росстата, производство основных видов продукции ЦБП — целлюлозы, бумаги и картона растет. Однако представители предприятий целлюлозно–бумажной промышленности отмечают, что из–за кризиса снижается рентабельность производства. Сырье для выпуска бумаги за последний год подорожало, поскольку цена на целлюлозу привязана к курсу евро. Поэтому, хотя мировые цены на это сырье снижаются, российским потребителям оно все равно обходится дороже. Макулатура, которая также используется в качестве сырья, подорожала из–за того, что в прошлом году на рынке случился дефицит этой продукции. Производители пытаются выйти из ситуации, делая ставку на экспорт и производство высокомаржинальных видов продукции.
Традиционный экспорт
Наибольшую устойчивость в 2015–2016 гг. демонстрировали предприятия, ориентированные на экспорт, так как девальвация рубля повысила конкурентоспособность их продукции на ключевых экспортных рынках, в первую очередь в странах Европы, говорит Михаил Бурмистров, глава "INFOLine–Аналитика". На экспорт в страны Азии идет и газетная бумага, потребление которой неуклонно сокращается и в России, и в Европе. По оценке аналитика РАО "Бумпром" Юрия Лахтикова, потребление газетной бумаги в России будет снижаться и далее примерно на 2% в год.
При этом ситуация на внешних рынках может измениться в худшую сторону: ввод новых заводов по выпуску целлюлозы в разных странах грозит рынку затовариванием и падением мировых цен.
"Кризис отразился на объемах потребления на внутреннем рынке, они снижаются. Рост в ближайшее время может обеспечить только сегмент тиссью, или санитарно–гигиенических изделий (туалетная бумага, полотенца), а также сегмент упаковочного картона", — говорит директор по развитию ОАО "Сыктывкар Тиссью Груп" (СТГ) Александр Каган. Кроме того, может вырасти спрос на так называемую профессиональную санитарно–гигиеническую бумагу, которая используется в общественных местах.
По данным участников рынка, некоторые российские ЦБК вынашивают планы по запуску таких санитарно–гигиенических изделий в премиум–сегменте, как прокладки и подгузники. На эти изделия спрос будет, несмотря на кризис, уверен Юрий Лахтиков.
Пока производством этих изделий в России занимаются компании Kimberly Klark и SCA (входят в тройку лидеров российского рынка санитарно–гигиенических изделий наряду с ОАО "Сясьский ЦБК").
Новые проекты
Несмотря на трудности кризиса, большинство ЦБК инвестируют в собственное развитие, поскольку без этих вложений вход на внешние рынки, где сосредоточены сейчас основные продажи, закрыт. Так, производитель СТГ планирует расширять производство бумаги–тиссью на своей фабрике стоимостью 3 млрд рублей, запущенной в прошлом году в Ярославской области.
ОАО "Сясьский ЦБК" расширит ассортимент санитарно–гигиенической продукции под маркой Kleo, освоив выпуск бумажных платков. Кроме того, к 2019 г. компания запустит производство пергаментной бумаги, которая используется для выпечки. Объем инвестиций составит 2,5 млрд рублей, это будут собственные и заемные средства.
В России производством различных видов пергаментных бумаг, используемых в быту, занимаются Сокольский и Троицкий ЦБК. По данным представителей Троицкого ЦБК, на рынке также присутствует импортная продукция из Финляндии, Белоруссии, Чехии (не более 40%). Общее потребление пергамента и подпергамента в России составляет 20,5 тыс. т в год.
Упаковка не отстает
АО "Архангельский ЦБК" модернизирует производство картона. Инвестиции превысят 50 млн евро, а производство этого вида продукции вырастет на 90 тыс. т, до 590 тыс. т в год. АЦБК рассчитывает на увеличение продаж внутри страны.
По данным группы "Илим", в течение ближайших 5 лет холдинг планирует нарастить объемы производства с 3 млн до 3,5 млн т в год (картон, бумага). АФК "Система" модернизирует свое предприятие "Сегежская упаковка". В 2017 г. здесь будет установлено оборудование для выпуска мешочных бумаг за 80 млн евро.
Эксперты считают, что картон востребован и внутри страны. Так, представитель ГК "Таурас–Феникс" (производство упаковочного оборудования) Анатолий Петров отмечает, что спрос на картон, который используется для транспортировки товаров, со стороны предприятий пищевой промышленности и ретейла растет.
“
Торговые сети и экспедиторские компании в настоящее время активно используют картонные упаковки для транспортировки продукции, в этом сегменте использование такой упаковки не сократится. В то же время я пока не вижу, чтобы покупатели активно использовали экологичные бумажные пакеты. Пока они слишком дорогие. При этом я вижу, что многие потребители в настоящее время стараются не покупать новые пластиковые пакеты, а приходить в магазин со своими. Мы также наблюдаем, что некоторые покупатели стали использовать для покупок и многоразовые сумки, но пока это не стало массовой тенденцией.
Александр Мышинский
гендиректор ГК "Реал"
“
Производители картона и бумаги для упаковки в выгодном положении, поскольку импорт этой продукции практически прекратился: цены на импортную продукцию повысились до 3 раз. Отечественные же бумага и картон подорожали не так значительно. Производители бумажной упаковки смогут сохранить и, скорее всего, увеличить объемы производства за счет развития ретейла, булочных, сетевых кофеен. Ряд покупателей бумажная упаковка привлекает своей экологичностью. Однако последнее время пластиковая упаковка конкурирует с бумажной из–за более низкой цены. Но я думаю, что спрос на бумажную упаковку в перспективе вырастет.
Михаил Саксонов
совладелец сети "Сладкоежка"