Минфин планирует ввести акцизы на электронные сигареты. Их производители уверены, что большинство легальных участников рынка не выдержат повышенных налогов и уступят место торговцам контрафактом.
Российские производители и продавцы электронных сигарет направили открытое письмо министру финансов РФ Антону Силуанову с предложением не вводить акцизы на никотиносодержащие жидкости. Минфин предлагает в 2017-2019 годах включить в перечень подакцизных товаров электронные сигареты, в том числе одноразовые (со ставкой 40 рублей за штуку) и никотиносодержащую жидкость (15 рублей за 1 мл). По мнению производителей, это приведет к распространению фальсификата и кустарных смесей для курения. Подписали обращение лидеры российского рынка электронных сигарет — фирмы "Понс", "Вардекс", "СуперСмок" и другие компании.
В ООО "Вардекс" (оператор федеральной сети по продаже электронных сигарет) поясняют, что акцизы — это удар по легальному бизнесу. "Добропорядочные производители и дистрибьюторы не смогут конкурировать с теневыми игроками, — говорят в компании. — Уже сейчас свыше 75% электронных сигарет и жидкостей к ним ввозят в Россию и продают без уплаты налогов, а если реализовать идею Минфина, они окончательно вытеснят легальный бизнес".
Кроме того, отмечают подписанты обращения, пострадает бюджет: многие компании-налогоплательщики в этой сфере просто закроются. И наконец, считают предприниматели, дороговизна продукции приведет к росту продаж фальсификата. "Недобросовестные производители не будут указывать, что их продукт содержит никотин, либо будут продавать безникотиновую жидкость и отдельно — никотин для приготовления смеси дома", — добавляют в "Вардекс".
Илья Барышев, креативный директор ГК "Бабилон", считает, что акцизы в том объеме, который предлагает Минфин, в одночасье сделают электронные сигареты недоступными для покупателей. "Опыт других стран показывает, что при вводе акцизов на эту продукцию налоговые поступления только падают, потому что сильно снижаются продажи, — рассуждает он. — Возможно, акцизы действительно нужны, но, во-первых, не так резко и не в таком объеме, а во-вторых, для этого нужно лучше контролировать отрасль, сейчас контрафактчикам никто не мешает".
Путь, который предстоит электронщикам, уже прошли производители обычных сигарет. Рынки традиционных и электронных сигарет — очень разные. Если у электронщиков больше половины рынка — теневые мелкие импортеры, которые торгуют через Интернет, без уплаты налогов, табачный рынок консолидирован в руках нескольких крупных игроков. Но в последнее время рост акцизов приводит к распространению контрафакта. Например, по данным компании Nielsen, доля нелегальной табачной продукции в III квартале 2016 года составила 2,23% от общего объема рынка. Год назад этот показатель был на уровне 1,04%. Большая часть нелегальных сигарет — контрабанда с белорусскими акцизными марками (38,4%), но выросла и доля контрафакта (подделок известных брендов). Такие сигареты продают из-под прилавка небольшие табачные магазины и предприниматели, которые торгуют через соцсети.
По оценке "БАТ Россия", на нелегальные сигареты приходится 4% российского рынка, это более 10 млрд сигарет в год. Если бы контрабандисты платили акцизы и НДС, это принесло бы бюджету около 23,5 млрд рублей. "Мы согласны с представителями индустрии электронных сигарет: регулирование этой продукции должно кардинально отличаться от налогообложения табака, быть менее жестким", — считает Александр Лютый, директор по корпоративным отношениям "БАТ Россия".
Петербургский рынок электронных сигарет сейчас оценивают примерно в 2,5 млрд рублей, он появился всего несколько лет назад и поэтому быстро растет. За последние 3 года выручка производителей и вейп-шопов — магазинов по продаже электронных сигарет — выросла более чем вдвое. Эксперты рынка считают, что через 5-10 лет электронные сигареты догонят по объему продаж обычные.