За год с небольшим до президентских выборов в России активности не наблюдается. Однако сценарий их готовится, и от него будет зависеть повестка дня всего 2017 года, а возможно, и подготовка к постпутинскому периоду.
Только кажется, что времени еще много. На самом деле уже через год, в октябре 2017 года, активная кампания по выборам президента Российской Федерации будет начинаться, потому что до самих выборов, в марте 2018 года, останется менее полугода. Если, конечно, все пойдет по графику и не случится досрочных выборов, в этом случае времени еще меньше.
В 2011 году осенние месяцы были заполнены активной дискуссией — Владимир Путин или Дмитрий Медведев. Ответ на этот вопрос прозвучал только в самом конце ноября, а перед этим команды президента (в основном) и премьера обменивались осторожными, но настойчивыми намеками. Интрига, пойдет на выборы Путин или не пойдет, по традиции считается главной, хотя сейчас нет никаких видимых причин для того, чтобы Путин отказался идти на очередной свой срок, и той дискуссии уже не наблюдается.
Тем не менее предвыборный год наступает, и его повестка будет определена сценарием будущих выборов, который должен быть написан в эти дни. Фактическая безальтернативность кандидатуры Владимира Путина не означает, что окружающую действительность можно не учитывать вообще, как наличие в фильме даже самой раскрученной звезды не означает, что можно обойтись без сюжета и вообще кинематографических приемов. Легитимность нужно как-то поддерживать на должном уровне.
Для несогласных основным вопросом является выдвижение альтернативного кандидата от оппозиции, но пока все идет к тому, что ничего нового по сравнению с предыдущими выборами мы не увидим. Имеется Григорий Явлинский, который уже давно озвучил планы на выдвижение и предложил вокруг него сплотиться, имеются другие оппозиционеры, которые уже заявили, что сплачиваться вокруг Явлинского не намерены. Поскольку Алексей Навальный в президентских выборах участвовать не может, хотя и просит ЕСПЧ решить этот вопрос, Борис Немцов убит, Михаил Ходорковский живет за границей, а фигура Михаила Касьянова успешно торпедирована, подходящих кандидатов у непарламентской оппозиции нет.
Скорее всего, лето 2017 года пройдет под знаком судорожного поиска кандидатуры, осенью будут дискуссии и скандалы, очередной раскол и недопуск к выборам. Это время можно было бы употребить на раскрутку какого-либо не очень известного сейчас кандидата, но такого ждать не приходится. Вся оппозиция, как под гипнозом, продолжает ждать, как поступит Путин, чтобы потом встроиться в кильватер. Путин затянет решение до последнего, не оставив никому времени. Как всегда.
С целью повышения легитимности Кремлю, тем временем, вероятно, предстоит решать проблему низкой явки и привлечения на выборы тех людей, которые не пришли на выборы в Госдуму. В 2012 году роль магнита для умеренно недовольных успешно сыграл миллиардер Михаил Прохоров, занявший третье место, а в Петербурге и Москве вообще второе. Но появлению Прохорова предшествовали митинги протеста после парламентских выборов — а сколько насчитывается недовольных сейчас и нужен ли для них отдельный кандидат, не вполне ясно.
К тому же Михаил Прохоров к этому моменту успел приобрести образ политически гонимого после отбирания у него "Правого дела", а сколотить такой же бэкграунд за год, во-первых, все-таки затруднительно, а во-вторых, некому — людей с имиджем мрачных колдунов из администрации президента выселили, их место заняли технократы-методологи, на вид не склонные к драматургии.
На роль кандидата для интеллигенции, на первый взгляд, годится более всего Алексей Кудрин, это по состоянию на сегодняшний день, но согласится Кудрин играть роль или нет, это еще вопрос, а именно от характера противостояния — пускай придуманного — будет зависеть поведение власти в предвыборное время.
То есть если это Кудрин или кто-то еще, условный либерал, то Путину нужно будет исполнять больше силовика и милитариста, с вытекающими отсюда законами и выступлениями; возможен вариант, когда либерала нужно будет исполнять самому Путину, тогда в виде альтернативы нужно будет выставить и раскрутить патриота-радикала, которого, наоборот, Путин будет как бы сдерживать. Коллективным патриотом может быть и тройка Жириновский-Зюганов-Миронов. Или вариант, при котором Путин будет соревноваться с основным спарринг-партнером в либерализме. Но чем-то избирателей на участок надо будет вытащить, хотя бы для того, чтобы проверить их реакцию на различные реформаторские инициативы.
Здесь в любом случае есть многочисленные нюансы, к примеру, тот же Кудрин одновременно ведь и близкий советчик Путина. Все это нужно будет учитывать в кампании, и какой-то осадок в виде либо некоторой гуманизации, либо нового закручивания гаек кампания все равно должна оставить.
Самый простой вариант — никаких специальных мероприятий, соперничества и никаких новых кандидатов, пускай приходят, кто придет, хоть 40%, и выбирают президента хоть 51% голосов. Такой подход никак не скажется на юридической легитимности, но поставит под сомнение легитимность фактическую. Для самого Владимира Путина это не станет проблемой (раньше он не был замечен в рейтинговом фетишизме — в 2012 году получил почти на 10% меньше, чем в 2004-м, и вполне спокойно это пережил). Но в 2018 году начнется уже наверняка последний президентский срок для Путина, и неубедительные результаты этих выборов с самого дня голосования начнут влиять на процесс подготовки к постпутинскому периоду.
Подписывайтесь на канал
ДП в Телеграме
, чтобы первым узнавать о важных новостях экономики, бизнеса, политики и общества!