Арбитражный суд по иску Балтийского банка, санируемого Альфа-Банком, признал ничтожными допэмиссии паев закрытого ПИФа недвижимости "Северная столица", на балансе которого находится Дом Зингера и другие активы бывшего совладельца банка Андрея Исаева.
Вечером в среду, 26 октября, Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти завершил почти двухлетнее рассмотрение иска Балтийского банка к ООО "УК Пан-Траст" и ООО "Фортис" о признании недействительными сделок по приобретению ООО "Фортис" дополнительных инвестиционных паев. Исковые требования были полностью удовлетворены, и теперь банк имеет хорошие шансы взять под контроль все ключевые объекты недвижимости девелоперского холдинга ПАН.
“
Мы считаем, что решение суда законное и обоснованное и вынесено с учетом всех обстоятельств рассматриваемого спора. Решением суда удовлетворены наши требования о признании недействительными сделок по выпуску дополнительных 102 инвестиционных паев ЗПИФН "Северная Столица" и их передаче ООО "Фортис". Суд признал обоснованными наши доводы о нарушениях порядка совершения данных сделок, в результате которых пайщики Фонда лишились возможности реализовать свои преимущественные права на приобретение спорных паев, а также доводы банка о том, что оспариваемые сделки были совершены с явным злоупотреблением правом со стороны управляющей компании "ПАН-Траст" и ООО "Фортис", имевших на тот момент одинаковых участников и являвшихся взаимосвязанными компаниями. По нашему мнению, доводы о допущенных УК нарушениях и злоупотреблении правом были объективно подтверждены результатами проверки деятельности управляющей компании со стороны ЦБ РФ, о чем представитель регулятора указал суду в своем отзыве на исковое заявление. При вступлении данного судебного решения в законную силу, Балтийский банк восстановит свой контроль над активами фонда "Северная Столица", который был утрачен в результате неправомерных действий управляющей компании, тем самым сделав еще один шаг к полному восстановлению своей финансовой стабильности.
Пресс-служба Балтийского банка
.
Представители ПАНа воздержались от комментариев.
Фонд защиты активов
ЗПИФН "Северная столица" был создан в 2004 году для инвестиционного управления объектами девелоперского холдинга "Петербургское агентство недвижимости" (ПАН) Андрея Исаева. Из 100 паев фонда 99 были размещены на балансе Балтийского банка, которым на паритетных началах владели Андрей Исаев и бывший замминистра путей сообщения РФ Олег Шигаев. Еще одним паем владело ООО "Балтийский торговый дом" (БТД), также принадлежащее двум бизнесменам. При этом свои пакеты акций банка партнеры также разместили на балансе ООО "БТД".
Управлять фондом стала УК "ПАН-траст". Активы "Северной столицы" постоянно пополнялись за счет заведения в ПИФ все новых и новых объектов недвижимости ПАН. Что, в свою очередь, повышало капитализацию Балтийского банка, у которого росла балансовая строка "прочие активы". За 8 лет портфель ПИФа пополнился помещениями на Конюшенной площади, 2, коттеджным поселком "Сестрорецкий курорт" в Сестрорецке, Малым Гостиным Двором на Канале Грибоедова, 26, а также Домом Зингера на Невском, 28, и несколькими другими объектами.
В 2013 году между Исаевым и Шигаевым вспыхнул масштабный корпоративный конфликт за контроль над Балтийским банком ("ДП" писал о нем неоднократно).
Шигаев, которому Исаев якобы предложил сдать пост президента банка и оставаться пассивным бенефициаром, начал корпоративную войну против партнера в лучших традициях начала 2000–х годов: с подделкой подписей на договорах дарения акций банка, силовыми заходами ЧОПовцев, выводом недвижимости из общих юрлиц и т. д. Андрей Исаев в ответ первым делом перекредитовал весь свой бизнес в Райффайзенбанке, погасив кредиты Балтийского банка на общую сумму около 300 млн рублей, стал оспаривать в суде все решения бывшего партнера, а также уволил лояльных Шигаеву топ–менеджеров.
Одним из первых в апреле 2013 года своего места "в связи с утратой доверия" лишился Дмитрий Куклин, гендиректор УК "ПАН–траст". В ответ Олег Шигаев, контролировавший Балтийский банк, перевел 98 паев "Северной столицы" на "дочку" банка ООО "Балтфинанс". По одной из версий, речь шла о продаже паев и сам банк профинансировал сделку, выдав кредит на 7 млрд рублей. По другой версии, которой сегодня придерживается "Альфа-Групп", паи были лишь переданы в доверительное управление "Балтфинансу", а собственником остается Балтийский банк. Так или иначе, новый пайщик потребовал проведения собрания пайщиков фонда по вопросу о смене управляющей компании. Имея 99 паев из 100, банк бы легко победил на голосовании и получил контроль над заведенной в ПИФ недвижимостью ПАНа. Но "ПАН–траст" от проведения собрания уклонялся сколько мог, а сам тем временем провел допэмиссию 102 паев ПИФа, которые приобрело ООО "Фортис", подконтрольное Исаеву. В уплату за паи компания внесла в фонд здания Александровского пассажа в Казани, а также 19 земельных участков и 14 других зданий, оценив весь вклад в 8,7 млрд рублей.
Летом 2014 года Андрей Исаев выиграл один из ключевых судов (о признании договора дарения акций банка поддельным), после которого признание всех корпоративных решений Олега Шигаева и потеря им банка были де–юре лишь делом времени. Но почти сразу после этого Центробанк ввел в Балтийском банке санацию и отдал его на оздоровление Альфа–Банку. Акционерный капитал Балтийского банка был обнулен, что свело на нет результат судебных побед Исаева, а Альфа–Банк быстро перехватил выпавшие из рук Шигаева ниточки, ведущие к контролю над активами ПАНа.
Санатор инициировал уголовное дело в отношении Олега Шигаева за вывод из банка 4 млрд рублей. Затем взыскал 1 млрд рублей с Андрея Исаева в райсуде по поручительствам, которые бизнесмен называет фиктивными.
Олег Шигаев оказался в Швейцарии, а теперь объявлен в международный розыск, и эта страна уже рассматривает запрос РФ о его экстрадиции. Андрей Исаев запустил процедуру своего личного банкротства по иску структур ПАНа. Параллельно структуры "Альфа-Групп" взяли контроль над всеми "дочками" Балтийского банка, которые для этого были выведены с его баланса на офшоры. В частности, "Балтфинанс", владеющий 98 паями "Северной столицы", оказался на балансе офшора Panolia Ltd.
Борьба за портфель
В конце 2014 года Балтийский банк и "Балтфинанс" подали иски к УК "ПАН-траст" о признании дополнительных выпусков паев ничтожными. Иск "Балтфинанса" был отклонен судом в 2015 году. Иск Балтийского банка рассматривался гораздо дольше. Тем временем пайщики, подконтрольные "Альфе", несколько раз пытались провести собрание с повесткой о смене УК и о продлении срока действия ПИФа, который истекал 31 декабря 2015 года. Однако структуры Исаева блокировали все эти попытки. По закону о ПИФах после окончания срока действия фонда УК должна распродать активы и выдать пайщикам действительную стоимость их паев за вычетом комиссионных.
В декабре 2015 года Балтийский банк ходатайствовал о судебном запрете "ПАН-трасту" совершать действия, направленные на прекращение ПИФа и распродажу активов. Суд принял эти обеспечительные меры и, когда "ПАН-траст" в январе 2016 года все-таки разместил на своем сайте объявление о прекращении фонда, оштрафовал за это компанию на 100 тыс. рублей.
Весной по ходатайству банка суд назначил экспертизу, которая должна была оценить, соответствовала ли стоимость внесенных "Фортисом" активов в ПИФ оценке 8,7 млрд рублей. По мнению банка, стоимость активов была завышена. Эту оценку дало активам АН Colliers International. К делу были привлечены и другие управляющие компании и оценщики, в том числе УК "Балтийское финансовое агентство" (брокер "Северной столицы"), Санкт-Петербургская ТПП и т. д.
Однако, как передает корреспондент "ДП" из зала суда, на последнем заседании (ознакомившись с результатами повторной экспертизы) банк отказался от довода о завышенной стоимости и стал оспаривать выпуск паев исключительно на основании того, что другие пайщики не были должным образом уведомлены об эмиссии и лишились возможности выкупить паи в преимущественном порядке.
Юристы "ПАН-траста" в ответ заявили, что действовали строго по регламенту: письменные уведомления о допэмиссии были разосланы всем пайщикам, но Балтийский банк получил письмо поздно, а "Балтфинанс" и вовсе не получил: по указанному в ЕГРЮЛ юридическому адресу компании не оказалось. Правда, Банк России, приславший отзыв в суд, отметил, что УК должна была обзавестись доказательствами получения уведомлений пайщиками. В суде "ПАН-траст" таких доказательств предоставить не сумел, и судья удовлетворил иск банка. Представители "Фортиса" и "ПАН-траста" не стали говорить, будут ли они обжаловать решение в апелляции.
Что осталось
По решению суда количество паев в "Северной столице" снова станет равным 100. Из них 98 останется у "Балтфинанса", один у Балтийского банка и один у БТД. Активы, внесенные "Фортисом" за 102 аннулированных пая, вернутся "Фортису". Оставшиеся активы будут оценены и проданы с торгов, после чего каждый пайщик получит выплаты пропорционально своему вкладу. Но для того, чтобы получить эту сумму, нужно, чтобы какой-то покупатель заплатил ее за эти активы. А это во многом зависит еще и от того, кто именно будет проводить торги.
По мнению осведомленных источников на юридическом рынке, если продавать будет УК "ПАН-траст", активы смогут купить структуры Андрея Исаева, взяв на это, например, кредиты в том же Райффайзенбанке (который активно финансирует сельскохозяйственные проекты миллиардера). В этом случае "Балтфинансу" может и не хватить денег, чтобы погасить кредит Балтийского банка.
Однако структуры "Альфа-групп" теперь могут снова организовать смену управляющей компании и таким образом получить контроль над распродажей активов. В этом случае недвижимость может перейти к структурам "Альфа-Групп", которая профинансирует сделку в нужном ей самой объеме, чтобы закрыть "дыру" в Балтийском банке. На это санатор может, например, направить средства, полученные от АСВ на санацию (ЦБ выделил 57,4 млрд рублей под 0,5% годовых на 10 лет). Ведь, как рассказал "ДП" источник, близкий к банку, пресловутая "дыра" в балансе объемом 30 млрд рублей, на которую АСВ давало деньги санатору, учитывала в том числе и риски от потери активов ЗПИФН "Северная столица": "На самом деле пристальное внимание регулятора к корпоративному конфликту в Балтийском банке было привлечено именно тогда, когда начались нехорошие манипуляции с паями этого ПИФа, — говорит собеседник "ДП". — Они были слишком похожи на вывод активов, что могло критическим образом сказаться на достаточности капитала кредитной организации".
Правда, по версии источника, знакомого с позицией стороны Исаева, скорее всего, "Фортис" и "ПАН-траст" будут обжаловать решение суда в вышестоящих инстанциях до последнего: "Если бы можно было просто отдать "Альфе" деньги и распрощаться, так давно бы сделали. Но эти ребята нацелены забрать все, в том числе активы, никогда не входившие в ПИФ и не имевшие отношения к банку. Поэтому остается бороться до конца".