Объявление о создании Российского фонда культуры получилось как бы финальным ответом Кремля на разгоревшуюся было дискуссию о цензуре и роли государства в искусстве.
Дискуссия о цензуре получилась скомканной: участники ее вроде бы начали серьезный разговор с подачи худрука "Сатирикона" Константина Райкина, но буквально через пару дней замминистра культуры Александр Журавский заявил, что театр "Сатирикон" министерство в сложном положении не оставит и, как только будет утвержден федеральный бюджет, "мы все вопросы решим". Константин Райкин немедля переговорил с министром Владимиром Мединским, они извинились друг перед другом, и взаимопонимание восстановилось. Конфликт потух, оставив странное послевкусие.
Точку все-таки символически поставил президент, выпустив указ о создании Российского фонда культуры в виде общероссийской общественно-государственной организации. Согласно документу, фонд создается "в целях консолидации усилий государства и гражданского общества по созданию условий для стимулирования населения к творческой самореализации, сохранения культурных ценностей, возрождения культурных традиций, обеспечения популяризации российской культуры, содействия развитию культурного потенциала субъектов".
Главные строчки в конце — "предусматривать при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период бюджетные ассигнования" и "обеспечить определение состава федерального имущества, передаваемого Российскому фонду культуры".
Дело, однако, в том, что Российский фонд культуры давно уже существует, и даже не на бумаге, а ведет вполне заметную деятельность (хотя, конечно, не с тем пока размахом, который подобает фонду с таким названием). Возглавляет его, естественно, Никита Михалков. Фонд считается преемником еще Советского фонда культуры и все это время был некоммерческой, неправительственной организацией, которую Никита Михалков мечтал сделать государственной.
Гендиректор фонда — зять Никиты Михалкова Альберт Баков, по совместительству руководящий, например, еще и концерном "Тракторные заводы". В учредителях, по данным СПАРК, — михалковская киностудия "Тритэ", институт славяноведения РАН, какой-то британский офшор и почему-то "Росмясомолторг". В 2015 году Минкульт опубликовал проект указа о создании фонда именно в такой организационно-правовой форме и с собой в соучредителях, а Михалков позже просил президента ускорить процесс.
Мысль Владимира Путина двигалась примерно в том же направлении: еще годом ранее, в декабре 2014 года, на заседании Совета по культуре и искусству он поручил создать Российский фонд культурного развития, который бы занялся реализацией "Основ государственной культурной политики". Мединский и Михалков, видимо, сообразили, что изобретать велосипед незачем (или даже сами предлагали Путину идею под фонд). Отчитаться о создании фонда должны были еще в марте 2015 года, но дело забуксовало.
Почему — тоже нетрудно догадаться. На пути создания культурного госфонда встал грудью Минфин, сразу же после появления проекта указа заявивший, что денег нет. Идея Мединского — Михалкова, впрочем, в том, чтобы не только получать бюджетные деньги, но и зарабатывать на лотерее. Лотереи Российский фонд культуры проводит уже несколько лет, правда, судя по отчетам, сильно много они не приносят, но если подойти к делу с государственным размахом, то все ведь может и измениться.
Стоит заметить, что и Виталий Мутко, когда недавно зашла речь о реформировании российского спорта, активно напирал на то, что источник финансирования можно найти в лотереях. Как-то эта мысль явно будоражит министров. Сегодня в России разрешены только "Спортлото", "Гослото" и "Победа", и этого кому-то мало.
Указ содержит формулировку, отражающую, судя по всему, итог этого перетягивания каната: субсидии Российскому фонду культуры будут предоставляться в рамках бюджетных ассигнований Минкульту. То есть деньги выделены, а уж дальше Минкультуры может, если угодно, направлять их в фонд или не направлять. Тем не менее руководство фонда — а кандидатура Никиты Михалкова либо кого-то из его приближенных здесь напрашивается — получит контроль над частью денег из бюджета.
Проект готовился давно, но если он так долго лежал под сукном, а выскочил именно сейчас, то, возможно, совпадение с "цензурным скандалом" все же не случайно. Как-то скандал наверняка подтолкнул дело. На то, чтобы встретиться с деятелями культуры, у Владимира Путина, как мы знаем со слов его пресс-секретаря, времени нет, поэтому ответ можно дать заочно, не вдаваясь в лишние подробности. Короче, вот вам бюджет и вам бюджет, не будем рассусоливать, и впредь запомните насчет госзаказа.
Видимо, надо понимать это так, что разговор о цензуре следует считать исчерпанным. Те, кто успел в этот разговор вмешаться и даже сделать какие-то запальчивые заявления, могут расходиться, недоуменно разводя руками.