На круглом столе в "ДП" предприниматели обсудили с властями Ленинградской области возможности для роста и развития малых и средних компаний, а также вопросы финансовой поддержки.
Предприниматели, которые работают или только собираются работать в Ленобласти, обсудили на круглом столе в "ДП" с правительством региона основные проблемы и достижения власти в сфере поддержки бизнеса. На 2017 год в области выделено более 600 млн рублей на поддержку малого и среднего бизнеса. Зампредседателя правительства области Дмитрий Ялов и председатель комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребрынка Светлана Нерушай рассказали предпринимателям, как региону удается сохранять уровень субсидий для малых фирм и почему предоставлять участки с электричеством в области пока невозможно.
Дмитрий Ялов, заместитель председателя правительства Ленинградской области по
экономике и инвестициям:
Несколько лет назад в некоторых регионах РФ стало модно раздавать всем мобильный телефон губернатора и говорить, мол, "проблемы — звоните". Мы понимаем, что, скорее всего, это преувеличение или неправда. Решить ручным образом проблемы, которые возникают ежедневно у сотен, а то и тысяч предпринимателей, нельзя. Ключ к решению — не телефон губернатора, а создание механизма, который позволяет решать проблемы без личного контакта с высшими чинами. Например, если раньше мы предлагали инвесторам на встрече два–четыре варианта участков, то сейчас работает геоинформационная система с базой данных по всем участкам, которые есть у частного бизнеса, в индустриальных парках и у власти.
Игорь Денисов, владелец ресторана "Денисов":
Могу познакомить вас с попыткой вести свое дело в Ленобласти. В 2002 году я решил взять в аренду 20 соток в поселке Коробицыно, сделать небольшое кафе. Пришел официальным путем, без взяток и знакомых, в отдел по предпринимательству. Волынка тянулась года два. Когда пишешь заявление: "Прошу выделить мне земельный участок в аренду", тебе предлагают подписать инвестдоговор. То есть как–то поучаствовать финансово в развитии региона. Я еще не заработал ничего, но должен внести сумму на счет, например, ЖКХ Выборга. И даже нельзя выбрать, какому именно региону "помочь". А без инвестдоговора участок тоже не получить — местные власти говорят, что это распоряжение губернатора Ленобласти.
Дмитрий Ялов:
Мы боремся с практикой инвестдоговоров, ее уже практически нет. Это коррупционная противозаконная практика. Я не могу сказать, что ее вообще нет, по той причине, что к нам в инвестагентства обращались предприниматели и жаловались на подобные предложения, мы подключали прокуратуру. Я не хочу говорить, что все прекрасно. Некоторое время назад был составлен национальный рейтинг бизнес–климата — ясно, что у нас есть сильные и слабые стороны. Мы передовики в инвестиционной инфраструктуре для среднего бизнеса, налоговых льготах.
Но есть ряд проблемных направлений. Это регистрация собственности. У нас по–прежнему есть сложности с получением технических разрешений и документов, которые предшествуют разрешению на строительство. Понятно, что в крупных агломерациях согласования сложнее. Единый центр регистрации предприятий, который был создан по решению ФНС для борьбы с предприятиями–однодневками, расположен в Выборге, и сейчас вы либо делаете это в электронном виде через нотариуса, либо, если не хотите платить дополнительные деньги, сами едете в Выборг. То же самое, если делаете через МФЦ, сроки удлиняются, ни о каких 3 днях речи не идет — неделя, полторы.
Мы знаем эти показатели, губернатор недавно на заседании правительства жестко раскритиковал председателей комитетов, тех, кто предпринимает недостаточные усилия по исправлению недостатков. У нас есть точные показатели в днях. Например, по техприсоединению к электросетям — мы должны двигаться к среднему сроку 80 дней по потребителям до 150 кВт. По документам, которые предшествуют получению разрешения на строительство, у нас показатель 140 дней, само разрешение выдается за 10 дней.
Но и не одни минусы кругом. Часто люди, наоборот, удивляются высокому качеству работы органов власти. Например, об МФЦ говорят: "Я не верил, что такое возможно, — очереди нет, все объяснили, потом по sms сообщили о готовности документов". И мы не стоим на месте. Есть жалобы на то, что операторы МФЦ научились работать с гражданами, а предпринимателям не могут дать квалифицированного совета. Сейчас мы совместно с корпорацией МСП и комитетом по малому бизнесу реализуем проект "МФЦ для бизнеса" — делаем отдельное окно, где сидит специалист, который работает только с предпринимателями. Он потихоньку начинает приобретать компетенции, знает типовые ответы.
Елена Батурина, исполнительный директор Фонда поддержки малого и среднего
бизнеса "Совместное развитие":
Самое главное — чтобы в дальнейшем не было сокращения программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Поверьте, это очень важно для реального бизнеса. Я говорю именно о ресурсной поддержке, потому что с информационной поддержкой и консультациями в Ленинградской области и так все выглядит очень неплохо, большинство предпринимателей знают, где и как ее получить. А вот купить станок за 3 млн рублей сразу — это далеко не всегда реально для малого, начинающего бизнеса, а покупка оборудования в лизинг с возможностью субсидирования лизинговых платежей — это стало реальностью, многие пользуются этой программой. Поэтому низкий поклон губернатору Александру Дрозденко за принципиальную позицию — благодаря ей наши предприниматели могут получить помощь и, не останавливая производственного процесса, продолжить рост и развитие своих компаний. В 2016 году произошло существенное сокращение федеральной финансовой поддержки малого бизнеса, в следующем году данная тенденция может сохраниться. Поэтому решительная позиция региональных властей очень важна для малого и среднего растущего бизнеса.
Мы часто сталкиваемся с тем, что предприниматели приходят со своими проблемами, когда уже поздно что–то делать. До последнего пытаются решить все тривиальными методами, которые не приводят к хорошим результатам. Поддержка правительства клиентам банка необходима, но очевидно, что нужно лучше о ней бизнес информировать.
Николай Нажа, управляющий вице–президент Северо–Западной ассоциации
производственных и торговых предприятий:
В Ленобласти немало малых и средних производителей, в том числе фермеров, которые не могут в силу объективных причин работать с торговыми сетями. Предлагает ли комитет по развитию малого бизнеса правительства Ленобласти совместную работу комитету по развитию предпринимательства Петербурга? В Петербурге есть небольшие магазины, торговые павильоны. Было бы интересно сделать совместную с городом программу, чтобы небольшие сети, магазины и фермеры были связаны через оптовые базы.
Светлана Нерушай, председатель
комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребрынка
Ленобласти:
Мероприятия для обеспечения сбыта есть. Самая новая мера поддержки — субсидирование покупки оборудования для торговли на ярмарках и рынках производителям сельхозпродукции, на это в бюджете выделено 10,5 млн рублей. Кроме того, АСИ поддержало наш проект "Автолавки в село" — уже не только для торговли на рынках, но и для обеспечения труднодоступных населенных пунктов области. В этом году мы компенсируем до 70% стоимости оборудования.
Кстати, из 540 млн рублей на поддержку малого и среднего бизнеса в 2016 году только 140 млн — это федеральные средства, которые мы получаем по конкурсу, принимая участие в программе софинансирования. Остальные деньги — наши. Правительство и губернатор области с большим уважением относятся к малому и среднему бизнесу, мы понимаем, что в силу специфики нашего региона это основа создания комфортных условий для проживания населения. Сфера услуг, сфера обеспечения товарами первой необходимости — это однозначно малый бизнес. Поэтому такие суммы.
АСИ похвалило Ленобласть и Петербург за взаимодействие: не очень много примеров, когда два субъекта подписывают соглашение в конкурентной среде. Пока мы ориентированы на взаимодействие в сфере производства сырья, оборудования, но пожелания бизнеса о сотрудничестве в сфере потребрынка правильные, мы дополним соглашение. Наша задача — создать условия для того, чтобы предприниматели могли сами находить друг друга. Например, в области есть информационный ресурс 813.ru, где автоматически, без нашего участия, производители продукции — творога, овощей, чего угодно — вносят о себе сведения, и то же делают организаторы ярмарок и рынков. Автоматически идет процесс обмена информацией, чтобы органы власти не были лишним звеном и не удлиняли цепочку. У каждого органа местного самоуправления на территории каждого района есть места для организации ярмарок. Бюджет области помогает организовывать ярмарки. Суммы, конечно, оставляют желать лучшего. В 2016 году 2 млн рублей у нас были выделены на приобретение оборудования и оснащение ярмарок.
Павел Краев, владелец ООО "Велес":
Мы занимаемся поставкой мяса в сетевую розницу, работаем с фермерами и организуем ярмарки. Я хотел перенести мясное производство в Ленобласть, но землю не получить. Нужны ли области предприниматели, которые перерабатывают продукцию местных фермеров? Моя машина сейчас делает круг около 250 км, чтобы купить мясо и привезти. Сам фермер мясо мне не повезет, ему это не надо. Мне нужно место, чтобы поставить ангар, перерабатывать мясо. Скважину я бы пробурил — но электричества нет.
Те же истории с фасовочно–молочным производством и металлообработкой. Максимум, что нашел, — это старый коровник, мне сказали: мол, забирай бесплатно, только отремонтируй. Я не прошу субсидию, просто дайте землю с электричеством!
С ярмарками тоже не все просто: в Петербурге в этом году отменили тендер на проведение ярмарок, я обратился к Ленобласти. И оказалось, область действительно предоставляет участки под ярмарки, но в таком месте, что туда никто не пойдет. При этом местные муниципальные администрации проводят ярмарки в других местах, где народ есть, — на железнодорожных станциях, перекрестках крупных магистралей. Но их операторы, видимо, близко знакомы с муниципальными органами. Туда "не влезть", там участвуют постоянно одни и те же. Я приехал в Выборг и 4 раза пытался подать заявку на организацию ярмарки. В итоге мне создали все условия, чтобы стало невыгодно ее проводить: прямо передо мной провели три ярмарки с разницей 2 недели. На словах место предоставили, но участники, торговцы, ко мне не пошли. Хотя я даже денег у бюджета не просил.
Дмитрий Ялов:
Коллеги, вы же понимаете, чудес не бывает. Мы, например, не можем обеспечить в любой абстрактной точке Ленобласти объект с инженерной инфраструктурой. И даже если рядом с вашим участком стоят столбы — не все так просто, нельзя взять и протянуть провод. Мы всем рекомендуем: берите землю у индустриальных парков или берите в аренду готовые объекты у профессиональных девелоперов.
Есть хороший пример рядом с Московским шоссе. Компания М10 продала участок профессиональному девелоперу "Терра–Терминал", та построила корпуса от 500 до 1000 м2, отлично пошло. Они сейчас активно арендуются такими же предпринимателями, как вы, которые хотят открывать небольшие производства. Были примеры, когда предприниматели покупали по дешевке участок сельхозназначения. И приходили к нам со словами: как же так, мы же купили землю, почему нам не подвести электричество.
Виталий Смородин, генеральный директор ВО "Сивел–Экспо":
Выставочное объединение "Сивел–Экспо" зарегистрировано в Ленинградской области. И мы начиная с 1990–х работали в тесном контакте с правительством региона. Провели более 20 форумов по транспортной, продовольственной и экологической безопасности. В последние годы как–то все немного успокоилось, активность пошла на спад, но малый бизнес области теперь самостоятельно продолжает принимать участие в наших выставках и ярмарках, которые проходят в культурно–выставочном центре "Евразия". Выставочный центр — востребованная площадка для предпринимателей, которые могут напрямую предложить потребителю свои товары или услуги. 15–20% участников наших выставок — это субъекты малого бизнеса области. Всего "Сивел" проводит 50 выставок–ярмарок в год по разным тематическим направлениям (продовольствие, народные художественные промыслы, здоровье, ландшафт, товары народного потребления). Хотелось бы пожелать правительству Ленобласти активного продолжения работы с предпринимателями по продвижению их товаров и услуг к городскому потребителю посредством участия в выставках–ярмарках.
Владимир Гурьев, президент Торгового дома "ВИМОС":
Я работаю в Ленинградской области 25 лет, с 1992 года. У меня уже достаточно крупный бизнес, 45 баз строительных материалов, 2500 работников. Я слышу от предпринимателей в некоторой степени обоснованные претензии. Но давайте вспомним, как мы начинали 25 лет назад. С нами не встречался зампредседателя комитета.
Вспомните, как было раньше: пожарные, СЭС, налоговая, с ларьков деньги сшибали, ужас. Сейчас мы этого не знаем, вы даже не представляете, как это было. Мы платили миллионы. А кто не платил, того выносили, как меня, вывозили в лес. Конечно, никто не даст земельный участок вместе с электричеством. Нет денег на это все. У меня много участков, и я подводил электроэнергию и газ за свои деньги. Засучим рукава и будем пахать.
Дмитрий Ялов:
Помогать малому бизнесу — принципиальная позиция Александра Дрозденко. Почему финансирование поддержки малых фирм у нас больше, чем в Петербурге? Федеральный центр в 3 раза снизил это финансирование, и только по личному принципиальному решению губернатора федеральные деньги были замещены деньгами из регионального бюджета. Сейчас, к сожалению, было принято решение о сокращении доли налога на прибыль, которая остается в регионах. Но мы рассчитываем все–таки в следующем году выйти на уровень не ниже этого года.