13:3702 ноября 201613:37
2817просмотров
13:3702 ноября 2016
Рынок онлайн–обучения иностранным языкам ежегодно растет на 25%. Поводом для обучения все чаще становятся эмиграция и развитие карьеры, популярны восточные языки.
Самый мощный тренд последних лет — это распространение онлайн–курсов, признает владелец и директор сети школ иностранных языков Alibra school Анна Беркович. Ссылаясь на данные экспертов, она говорит об ожидаемом приросте этого рынка на 25% ежегодно. Доля онлайн–курсов на мировом рынке образовательных услуг выросла с 2% в 2011 году до 7,7% в 2015 году, приводят данные в Skyeng. К 2020 году ожидается рост рынка изучения английского языка онлайн на 36%, а вот доля изучения английского офлайн упадет с 93 до 88%. Люди интенсивно переходят на новый формат из–за перемен в стиле жизни, предпочитая индивидуальное обучение групповому, поясняет Георгий Соловьев, генеральный директор Skyeng. "Для многих плюсы онлайн–обучения являются как раз минусами, нет живого общения, и именно по этой причине оттока клиентов в "живых" группах мы не наблюдаем", — говорит Елена Погорелова, директор школы BIS. По ее убеждению, отток клиентов может быть только в случае низкого качества услуг. Преимуществом онлайн–курсов Анна Беркович называет их доступность, а минусом — проблемы с мотивацией. Есть статистика, что до 90% людей не заканчивают курс, говорит она, отмечая, что тенденцией последнего года стало смешанное обучение, так называемый blended learning. Занятия в классе дополнены современными цифровыми продуктами: компания выпустила мобильные приложения для изучения слов и запустила интерактивную онлайн–платформу.
Ученики стали старше
В Петербурге работает не менее 500 языковых центров и школ, крупнейшие делают ставку на максимальный охват, открывая филиалы. Объем петербургского рынка по отношению к прошлому году изменился незначительно и составляет около 10 млрд рублей.
В кризис почти все школы несколько повысили стоимость занятий. В среднем стоимость часа составляет от 220 рублей, стоимость занятия в группе — около 4500 рублей в месяц. Количество слушателей курсов в целом не поменялось, а вот их состав и мотивация сменились кардинально. "Люди практически перестали учить язык для личного развития, теперь это делается ради переезда в другую страну, для развития бизнеса, смены профессии или должности", — рассказывают в компании iSpeak. Особенную активность стали проявлять люди старшей возрастной категории (55–65 лет), которые ко всему прочему начинают изучать английский с совершенного нуля, говорит Оксана Рузаева, исполнительный директор English Forward. Их стало чуть больше, чем обычно, согласна Елена Погорелова. Возможной причиной она считает эмиграцию.
Наиболее устойчив сегмент детского обучения, так как родители сокращают расходы на обучение детей иностранному языку в последнюю очередь, говорит Анна Беркович. Также в Alibra school все большей популярностью пользуются курсы по бизнес–тематике, так как в кризис владение иностранным языком — это один из способов сохранить перспективы для бизнеса. Эту же тенденцию подтверждает опрос учеников школы Skyeng: в 2016 году 59% учеников заявили, что они изучают иностранный язык в профессиональных целях, 30% — для путешествий и саморазвития, и 11% — в личных целях (отношения, эмиграция).
Развернулись к Китаю
Хотя английский язык остается уверенным лидером в изучении, макроэкономические и политические факторы заставляют школы расширять ассортимент. Так, усиление взаимодействия со странами Азии закономерно приводит к росту популярности китайского языка. Как отмечают в iSpeak, люди видят перспективы в изучении китайского языка, на него действительно увеличился спрос. Кстати, после русско–турецкого конфликта резко сократился спрос на турецкий язык, но сейчас потихоньку восстанавливается.
"Популярность китайского действительно растет, и мы это связываем не столько с политикой, сколько с экономикой — появляются новые рынки, а значит, нужны люди, которые будут там работать, — говорит Анна Беркович. — На мой взгляд, политика имеет мало отношения к выбору языка. Английский был и будет самым популярным в ближайшее время".
Бизнес стал меньше обучать
Если сотрудники в полной мере оценили значение языков для карьеры, то работодатели, напротив, частенько стали экономить именно на них.
Некоторые компании полностью отказываются учить сотрудников языкам за свой счет, другие урезают расходы на языковые центры.
"Мы обучаем сотрудников английскому языку, топ–менеджеров из других стран — русскому. В кризис обучение английскому сфокусировали только на кадровом резерве — сотрудниках с высоким потенциалом", — говорит Анна Маркина, менеджер по внешним коммуникациям Heineken Russia.
По ее словам, с этого года сотрудник сам выбирает удобную форму обучения и провайдера, это влияет на гибкость и эффективность обучения.
Компании сокращали расходы на обучение персонала, но кризис имел и другую сторону, говорит Георгий Соловьев, при падении курса рубля российские предложения стали существенно более интересны иностранным клиентам. Корпоративный сектор, по его оценкам, растет на 10–20%. В школе BIS доля корпоративных клиентов уже несколько лет держится примерно на одном уровне за счет IT–компаний, а также крупных производственных.
“
Часть клиентов, которые изучали иностранные языки для путешествий, перестали это делать: ввиду разницы курсов валют для них стали недоступны путешествия за границу, и они потеряли мотивацию к обучению. Другие клиенты перераспределили свои расходы в пользу более насущных нужд: питание, медицина. Стало меньше корпоративных клиентов, видимо, компании оптимизируют расходы. При этом для всех категорий стоит отметить возросший интерес к онлайн–обучению, особенно это актуально для регионов, что связано с желанием получать качественные услуги. Безусловно, будущее за онлайн–обучением.
Сергей Набок
главный эксперт отдела развития сети языковых школ iSpeak
“
Среди наших клиентов становится больше мужчин, которые учат язык ради продвижения по карьерной лестнице. Если в прошлом году среди учеников было много женщин, изучающих язык для себя или для того, чтобы объясниться в путешествии, то в этом году и среди женщин становится больше тех, кто учит язык для работы и карьеры. В целом людям приходится больше времени тратить на работу, им просто некогда ходить куда–то на курсы или к репетиторам, поэтому растет спрос на обучение онлайн, на чем мы специализируемся. Да и качество офлайн–курсов часто оставляет желать лучшего.
Анастасия Богомолец–Позолотина
создатель языкового центра "Разговорник"
Подписывайтесь на канал
ДП в Телеграме
, чтобы первым узнавать о важных новостях экономики, бизнеса, политики и общества!